Глава 3 КАТХА-УПАНИШАДА текст Катха-упанишады
В этой упанишаде рассказана история Начикетаса, посвященного в духовную дисциплину самим Ямой. Эта же история упоминается в Тайтирия-брахмане, а также в Махабхарате, в 106 главе раздела Анушасанапарва. Упанишада обрела известность благодаря ясности изложения и богатству художественных образов. Многие высказанные в ней идеи могут быть найдены в Бхагавадгите. Поскольку она относится к шакхе (ветви) "Катха" школы "Кришна-Яджурведа", она получила название Катха-упанишада.
Однажды Ваджашравас, строгий приверженец ритуалов, известный также под именем Гаутама, совершал ягу (жертвоприношение). Раздача коров была частью обряда, но жертвуемые Гаутамой коровы оказались так немощны, что не могли ни щипать траву, ни пить воду, ни давать молока! Они были слишком стары, чтобы приносить какую-либо пользу. Заметивший это сын Гаутамы, Начикетас, умный и добродетельный юноша, понял, что отцу угрожают великие бедствия, как последствие греха – принесения неправедных даров. Он захотел помочь отцу избежать тяжкой судьбы, сделав для этого все, что было в его силах. Он спросил отца, кому тот намерен отдать его самого! Начикетас упорно настаивал на том, чтобы быть принесенным в жертву. От этого заявления Гаутама пришел в такую ярость, что возмущенно вскричал: "Я отдаю тебя Богу Смерти!" Тогда Начикетас решил, что не следует опровергать слова отца, несмотря на то, что сказаны они были в джива-локе, оскверненной рождением и смертью. Поэтому он настоял на том, чтобы отец предложил его как дар Яме, проведя церемонию в строгом соответствии с ритуалом. Стоило обряду завершиться, как Начикетас тут же очутился у стен обители Бога Смерти. Ему пришлось ждать три ночи, прежде чем он смог увидеть Яму. Владыка Смерти, испытывая угрызения совести, что заставил так долго ждать гостя из касты брахманов, и желая искупить вину, посулил Начикетасу исполнить три желания, по одному за каждую ночь, проведенную вне обители.
Прежде всего Начикетас попросил, чтобы, когда с дозволения Ямы он вернется домой, отец с радостью встретил бы сына, позабыв о своем гневе на дерзкий поступок и обретя покой ума. Во-вторых, Начикетас пожелал узнать, по какой причине в небесной обители Богов отсутствуют голод, жажда и страх смерти. Яма охотно исполнил эти два желания. Мало того, Яма посвятил Начикетаса в таинство особого жертвоприношения. Начикетас с почтением внимал Яме и быстро и четко усваивал все детали сложного ритуала. Яма был так доволен своим учеником, что дал яге новое имя – Начикета Агни! Это была невиданная милость к столь юному гостю. Начикетас сказал: "Учитель! Человек смертен, но некоторые люди говорят, что смерть – это не конец и что имеется некий "Он" под названием Атман, который продолжает жить после смерти чувств и тела; другие возражают, что "Его" нет и в помине. И вот теперь, пользуясь счастливой возможностью, я хотел бы узнать от тебя об этом Атмане".
Яма решил испытать задающего вопросы, выяснив, насколько непоколебимо его стремление постичь высшую мудрость. Бог Смерти не хотел передавать знание тому, кто этого не заслуживал. Поэтому он посулил Начикетасу разнообразные дары, связанные с мирским счастьем и благополучием. Он также сообщил ему, что Атман – это нечто очень тонкое и неуловимое и что он находится вне пределов обычного восприятия. После этого Яма попытался привлечь юношу заманчивыми земными соблазнами, насладиться которыми можно "и полнее, и быстрее". Но Начикетас ответил: "Досточтимый Учитель! Слушая твои рассуждения о трудности постижения Атмана, я почувствовал, что не должен упускать свой шанс, ибо вряд ли найду для этой цели более подходящего учителя, чем ты. Только в этом, и ни в чем другом, состоит мое третье желание. Множество даров, которые ты предлагаешь взамен, не смогут принести той бесконечной пользы, которую принесет мне лишь одна Атма джняна".
Увидев такую шраддху (твердую веру) и такую непреклонность, Яма остался доволен. Он заключил, что Начикетас го Chapter 3 Kathopanishad text Katha Upanishad
In this Upanishad tells the story Nachiketas dedicated to the spiritual discipline by Yama. The same story is mentioned in Thaithiriya Brahmana, as well as in the Mahabharata, in chapter 106 Anushasanaparva section. Upanishad gained fame for the sake of clarity and richness of artistic images. Many of the thoughts expressed in it can be found in the Bhagavad Gita. As it relates to Shakhas (branch) "Katha" school "Krishna Yajur Veda," she called Katha Upanishad.
Once Vadzhashravas, a strict adherent of rituals, also known as Gautama, did yaga (sacrifice). Distribution of cows was part of the rite, but Gautam sacrificial cows were so weak that they could neither graze, or drink water or milk to give! They were too old to bring any benefit. Seeing this, the son of Gautama, Nachiketas virtuous and intelligent young man, he realized that his father was in great distress as a consequence of sin - bringing the unjust gifts. He wanted to help his father from his fate, making this all that was in its power. He asked his father, whom he intends to give it the most! Nachiketas stubbornly insisted to be sacrificed. From this the father got so incensed that he shouted in disgust, "I commend you to God of Death!" Then Nachiketas decided that we should not refute the words of his father, even though they were uttered in the Jiva Loka, infected with birth and death. Therefore, he insisted that his father offered it as a gift to Yama, the ceremony conducted in strict accordance with the ritual. As soon culminate rite as Nachiketas immediately found himself at the walls of the monastery Death God. He had to wait three nights before he was able to see the Pit. Lord of Death, feeling remorse, which forced to wait so long a guest of the Brahmin caste, and wanting to make amends, Nachiketas has promised to fulfill three wishes, one for each night he spent outside his doors.
First Nachiketas asked that when the leave the Pit he returns home, his father would be happy to meet his son, forgetting his anger at the impertinence, and full peace of mind. Secondly, Nachiketas wanted to know, for some reason, the heavenly abode of the Gods no hunger, thirst, and fear of death. Yama gladly fulfilled these two desires. Moreover, Yama initiated him into the mystery of a special sacrifice. Nachiketas respectfully listened well and quickly and accurately grasped the details of the ritual. Yama was so delighted with his new disciple that He gave the Yaga a new name - Nachiketa Agni! It was unprecedented mercy to such a young visitor. Nachiketas said: "Teacher Man is mortal, but some people say that death - is not the end and that there is some!" He "called Atman, who continues to live after the death of the senses and the body, while others argue that" He "is not in sight. And now, have the chance, I would like to learn from you about the Atma. "
Yama desired to test the questioner's steadfastness and eagerness to know the Highest Wisdom. God of Death did not want to impart knowledge to those who did not deserve it. So he has promised Nachiketas variety of gifts related to the worldly happiness and well-being. He also informed him that the Atman - this is something very subtle and elusive, and that he is outside the conventional perception. Then Yama tried to attract the youth enticing earthly temptations, which can enjoy "and better and faster." But Nachiketas replied, "Venerable Master listened to your arguments about the comprehension of the difficulties of the Atman, I felt that I should not miss the chance, because hardly find for this purpose a suitable teacher, than you're in this alone, and nothing else,!. It is my third wish. a lot of gifts that you offer in return, will not be able to bring the everlasting benefit that will bring me only one Atma jnana. "
Seeing this sraddha (firm faith) and this steadiness Yama was pleased. He concluded that Nachiketas th Смотрите также: | |