Глава 4 МУНДАКА-УПАНИШАДА текст Мундака-упанишады
Упанишада начинается с мантры-воззвания к Богу с просьбой ниспослать дар: видеть лишь хорошее, слышать лишь хорошее и посвятить жизнь созерцанию Всевышнего. Учение этой упанишады относится к Брахмавидье, потому, что в ней возвещается о миссии Хираньягарбхи, причинного Брахмана, и потому, что эта миссия прославляет величие Брахмана. Упанишада представляет Брахмавидью как тайну, доступную лишь бритоголовым и тем, кто посвящен в ритуал "сошествия огня на бритую голову" (Этот огонь расположен в разуме человека, посвященного в знание ("бритоголового брахмана")). Поэтому упанишада и носит название Мундака – "бритая голова". Независимо от этого упанишада почитается как венец мудрости среди прочих упанишад, ибо в ней истолковывается сама сущность Брахмаджняны. Она примыкает к четвертой Веде, Атхарване.
Это знание в сокровенной беседе передавалось от учителя ученику, обогащаясь и закрепляясь на опыте; когда речь идет об Ином, связанным с принципом отсутствия атрибутов, оно называется Паравидья, если знание связано с имеющим атрибуты, материализованным принципом, сагуной, оно имеет название А-паравидья – знание имманентного (но не трансцендентного) аспекта Брахмана. Вот два основных принципа, которые содержатся в этой упанишаде. Текст провозглашает, что учение о них передавалось от Шаунаки к Ангирасе. Веды и Веданги связаны с А-паравидьей. Упанишады имеют непосредственное отношение к Паравидье. Но вот что примечательно: А-паравидья влечет за собой Паравидью – знание Брахмана, что и является конечной целью.
Паук выпускает из самого себя субстанцию, предназначенную стать великолепной паутиной. Подобно этому джагат (движущийся, изменяющийся мир) проявляется из причинного Брахмана. Джагат, или самсара – производное комплекса Создатель-создание. Он реален, действителен и полезен до тех пор, пока человек не имеет представления о Реальности. Предел того, что может добиться человек в мирской жизни, совершая при этом благочестивые и праведные поступки – это заслужить место на небесах (в Сварге), где жизнь длится дольше, но все-таки имеет конец. Поэтому настоящий искатель Истины полностью лишен стремления попасть на небеса; он приближается к мудрому учителю, полному милосердия, который посвящает его в духовную дисциплину, ведущую к познанию Брахмана.
Все существа есть Брахман и не что иное, как Брахман. Все они происходят от Брахмана. Все искры порождены огнем; как волосы, внешне отличающиеся от тела, растут на теле, так и все существа имеют природу Брахмана. Брахман вызывает вращение в пространстве солнца, луны, планет и звезд; Брахман определяет последствия всех деяний, творимых живыми существами. Дживи и Ишвара, индивидуальное и Всеобщее – две птицы, сидящие на одном дереве, т.е. человеческом теле. Дживи совершает поступки и пожинает плоды их последствий. Ишвара сидит спокойно как сторонний наблюдатель за действиями другой птицы. Когда дживи обращает свой взор к Ишваре и осознает, что он сам – не более, чем его отражение, образ, он избавляется от страданий и боли. Когда ум устремлен к познанию Ишвары, все прочие, земные желания улетучиваются и исчезают. Таким образом достигается знание Атмана. Последняя мантра упанишады возвещает о своей цели – побудить человека постичь эту джняну. "Мунда" означает "голова", можно сказать, что эта упанишада – "голова" всех упанишад. Поэтому даже Брахмасутра посвящает две своих главы подробному истолкованию смысла мантр этой упанишады.
В ней три раздела, в каждом из которых по две части. Первый из них посвящен А-паравидье, а второй – Паравидье, а также способам овладения ими. В третьем разделе раскрывается природа Истины и указывается путь к освобождению от уз самсары. В мантрах подчеркивается роль кармы, которая помогает достичь Брахмана. Поэтому упанишада почитается как особо священная.
Как уже говорилось, паук выпускает из своего брюшка паутину без какой-либо помощи извне. Он также способен втягивать назад сплетенную им сеть. Подобно этому и творе Chapter 4 Mundaka Upanishad text Mundaka Upanishad
Upanishad begins with the mantra-an appeal to God to bestow the gift: to see only the good, only to hear the good and dedicate his life to the contemplation of God. The teaching of this Upanishad refers to Brahmavidya, because it is spoken about the mission of Hiranyagarbha, the causal Brahma, because this mission is the greatness of Brahman. Upanishad is a secret Brahmavid available only skinheads and those who are initiated into the ritual of "the descent of fire on his head shaved" (This fire is in the minds of men devoted to knowledge ( "skinhead Brahmin")). Therefore, Upanishad and Mundaka is called - "shaved head". Regardless of this Upanishad is honored as the crown of the wisdom of the Upanishads, among others, because it is interpreted very essence of Brahma Jnana. It is adjacent to the fourth Veda, Atharva.
This knowledge is in intimate conversation passed from teacher to student, enriched by the experience and secured; when it comes to the contrary, relating to the principle of non-attribute, it is called Paravidya, if knowledge is due to having attributes materialized principle Saguna, it has the name A-Paravidya - immanent knowledge (but not transcendent) aspect of Brahman. Here are two basic principles that are contained in this Upanishad. The text states that the doctrine of them transferred from Saunaka to Angiras. Vedas and Vedangas associated with A-Paravidya. The Upanishads are directly related to Paravidya. But what is remarkable: A Paravidya entails Paravidya - knowledge of Brahman, which is the ultimate goal.
Spider releases of the substance itself, intended to become a magnificent web. Similarly Jagat (moving, changing world) is manifested from the causative Brahmam. Jagat, or samsara - a derivative of the complex Creator-creation. He is real, valid and useful as long as the person has no idea of the reality. The limit of what can make a person in the worldly life, while making a pious and righteous deeds - it earned a place in heaven (in Svarga), where life lasts longer, but still has an end. Therefore, this seeker of truth is completely devoid of the desire to go to heaven; he approaches a wise teacher, full of mercy, which is dedicated to his spiritual discipline, leading to the knowledge of Brahman.
All being is Brahman and nothing but Brahman. They all come from the Brahman. All sparks are generated by the fire; the hair that looks different from the body, grow on the body, and all beings are of the nature of Brahman. Brahman is the rotation in the space of the sun, moon, planets and stars; Brahman determines the consequences of the acts committed by living beings. Jiva and Iswara, individual and universal - two birds sitting on the same tree, that is, human body. Jivi commits deeds and reaping the benefits of their consequences. Iswara sits quietly as an outside observer of the actions of the other birds. When Jivi turns his gaze to the Iswara and realizes that he - not more than his reflection, an image, he gets rid of the pain and suffering. When the mind is directed to the knowledge of Easwara, all other earthly desires evaporate and disappear. Thus it attained knowledge of the Self. Last mantra Upanishad proclaims its goal - to induce a person to grasp this Jnana. "Munda" means "head", we can say that this Upanishad - "head" of the Upanishads. Therefore, even Brahmasutras devotes two chapters of his detailed interpretation of the meaning of the mantras of the Upanishads.
It has three sections, each of which has two parts. The first of these is devoted to A-Paravidya, and the second - Paravidya and mastering processes them. The third section reveals the nature of truth and the path to liberation from the bonds of samsara. The mantra emphasizes the role of karma, which helps to achieve the Brahman. Therefore Upanishad is honored as very sacred.
As already mentioned, the spider produces from his abdomen wide web without any outside help. He is also able to draw them back woven network. Similarly, and create Смотрите также: | |