Tel qu’expliqué au chapitre treize, le jîva s’est enlisé dans la matière dû à son contact avec les trois gunas. Dans ce quatorzième chapitre, Krishna explique en quoi ceux-ci consistent, comment ils opèrent et nous enchaînent, et comment se libérer de leur influence.
Au début du chapitre, Krishna déclare à Arjuna qu’Il lui dévoilera à nouveau « cette sagesse suprême, le plus haut des savoirs », dont la compréhension permet d’atteindre à « la nature spirituelle et absolue » et de se défaire des morts et renaissances répétées (1-2). Krishna explique d’abord que tous les êtres naissent en ce monde lorsqu’Il les injecte dans la nature matérielle. Aussi est-Il « le père qui donne la semence » de toutes les espèces de vie au sein de l’Univers matériel (3-4). La nature matérielle est formée des trois gunas: Vertu (sattva), Passion (rajas) et Ignorance (tamas). Ces trois modes d’influence conditionnent l’être vivant qui prend naissance en ce monde de matière (5). Krishna définit et explique les caractéristiques et symptômes des trois modes, et comment ils conditionnent et enchaînent le jîva, en plus de décrire les différents sorts qui, selon la nature de son conditionnement, le guettent après sa mort (6-18). On peut transcender l’influence des gunas et atteindre Krishna en saisissant comment ils opèrent et en voyant que Krishna les transcende (19). En transcendant les gunas, on peut s’affranchir des affres de la naissance, de la vieillesse et de la mort et « jouir d’ambroisie en cette vie même » (20). Arjuna pose ensuite trois questions au Seigneur : « À quels signes se reconnaît l’être qui a dépassé les trois gunas ? Comment se comporte-t-il ? Et par quelles voies transcende-t-il ces gunas ? » (21). Krishna répond aux deux premières questions aux versets 22-25. En voici l’essence : ayant réalisé sa véritable identité spirituelle au-delà de la matière, la personne qui a transcendé les trois gunas n’est pas affectée et ne se soucie guère des actions et réactions propres à l’Univers matériel. Libre de toute dualité matérielle, dont le plaisir et la souffrance, l’éloge et le blâme, elle renonce à toute entreprise intéressée. En réponse à la troisième question, Krishna dit que c’est grâce à la pratique du bhakti-yoga qu’on transcende les gunas et atteint le niveau du Brahman, niveau spirituel préliminaire qui se caractérise par l’absence de toute souillure matérielle (26). Au dernier verset du chapitre, Krishna dit être le fondement – ou la source – du Brahman (27). En accédant à ce niveau, on se qualifie pour servir avec dévotion le Brahman Suprême, Parabrahman (Krishna). Как объяснено в главе треховшей, JîVA упала в эту тему из-за его контакта с тремя гунами. В этой четырнадцатой главе Кришна объясняет, как они состоят, как они работают и приковываются, и как освободиться от их влияния.
В начале главы Кришна заявляет об Арджунии, что он снова раскроет «Эта высшая мудрость, самые высокие знания», чье понимание позволяет достичь «духовной и абсолютной природы» и избавиться от мертвых и повторяющихся Возрождение (1-2). Кришна сначала объясняет, что все существа рождаются в этом мире, когда вводят их в материальную природу. Так что это «Отец, который дает семя» всех видов жизни в материальной вселенной (3-4). Материальная природа формируется из трех гун: добродетель (саттва), страсть (раджас) и невежество (тамас). Эти три режима влияния условия живого существа, которые возникают в этом мире материала (5). Кришна определяет и объясняет характеристики и симптомы трех мод, и как они условием и приковывали JîVA, в дополнение к описанию различных заклинаний, которые, в зависимости от характера его кондиционирования, сохраняют его после его смерти (6-18). Влияние гун может быть преодолено и достигнуто Кришне, введя, как они работают и видят, что Кришна преодолевает их (19). Осуществием гуна, можно замерзнуть от бойнов рождения, старости и смерти и «наслаждаться амбрози в этой жизни» (20). Затем Арджуна ставит три вопроса Господу: «Какие признаки признают существо, которые превысили три гуна? Как это ведет? И какими способами он превосходит эти гуины? "(21). Кришна встречает первые два вопроса в стихах 22-25. Вот суть: осознав свою истинную духовную идентичность за пределы субъекта, человек, превзошел три гуна, не затронут и не заботится о действиях и реакциях, характерных для материальной вселенной. Свободно от материальной двойственности, включая удовольствие и страдания, похвала и винить его, она отказывает от любой заинтересованной компании. В ответ на третий вопрос Кришна говорит, что именно благодаря практике Йоги Бхакти, что Гунс преодолевает и достигает уровня Брахмана, предварительного духовного уровня, который характеризуется отсутствием какого-либо материала (26) В последнем стихе главы Кришна гласит основой - или источник - брахмана (27). Доступ к этому уровню, мы претендуем с преданностью Верховного Брахмана, Парабрахмана (Кришна). Смотрите также: | |