В Ростове – настоящий этнический бум. В последнее время стали чаще проводить концерты и фестивали, посвящённые фольклору, экзотической и старинной музыке, горловому пению и в целом этнокультуре. Мы решили не отставать и найти в Ростове пять редких и уникальных музыкальных инструментов, играют на которых единицы. Что получилось в итоге, - расскажет Мария Погребняк. Колёсная лира – инструмент родом из позднего Средневековья. Похожа на громоздкую прямоугольную гитару с коротким грифом. На лире три толстые металлические струны. Звук создаётся за счёт деревянного колеса, натёртого канифолью. К нему сбоку прикручена ручка, которую крутит музыкант. Одновременно он нажимает на клавиши на грифе.
В России лира появилась в 16-м веке, казаки называли её «рылей». Музыканты становились хроникерами своего времени – бродили по сёлам и сообщали последние новости в форме песен и былин. Исчезли лирники в начале 20-го века, рассказал этнический музыкант Евгений Ербенев.
(слушайте в подкасте)
Аутентичную лиру – из ели и бука – изготавливают лишь несколько мастеров. Обойдётся такой инструмент в 30-40 тысяч рублей.
Диджериду – двухметровая полая труба из эвкалипта или бамбука. Один из старейших духовых инструментов в мире, его придумали австралийские аборигены. Они играли на нём во время своих обрядов и впадали в транс. Диджериду гудит и вибрирует на одной ноте.
Играть на диджериду довольно сложно – надо делать вдох одновременно с выдохом. Этого можно достичь за счёт надутых щёк, объяснил музыкант и основатель мастерской этнических ремёсел «Степной дух» Валентин Шкандыбин.
(слушайте в подкасте)
Современные западные музыканты часто используют диджериду для битбокса – издают ртом ритмичные звуки.
Гусли – русский вариант греческой кифары. Появились в 10-м веке. На деревянной доске в форме крыла или шлема натянуты струны – в Древней Руси их делали из кишок. Репертуар гусляра зависит от их количества: если струн больше десятка, то музыкант играет былины с долгими переборами.
Играют на гуслях не только сидя, пощипывая струны. Инструмент часто ставят на ребро на манер гитары. Когда-то гусли исполняли и терапевтическую функцию. Например, под хулиганские частушки русские мужики проводили кулачные бои, рассказал гусляр Александр Петин.
(слушайте в подкасте)
Гусли, как и лира, ушли из обихода на рубеже 19-20 веков. Возрождать культуру исполнения на них стали относительно недавно, в Москве и Питере появились первые школы игры на гуслях.
Золфа – одно из последних творений техно-шамана и ростовского экспериментатора Эдуарда Срапионова, в миру – Папы Срапы. Он делает собственные электронные инструменты из всего, что попадётся под руку – от современных микросхем до деталей советских телевизоров. Золфа – небольшая коробочка с ручками – издаёт довольно специфичные звуки.
Папа Срапа собирает свои синтезаторы только на основе аналоговых схем – по его словам, цифровые устройства коверкают звук.
(слушайте в подкасте)
Особенность золфы в том, что можно не только крутить ручки, но и извлекать звук с помощью прикосновений к специальным железным штырькам.
Раф-драм – экзотичный инструмент, смахивающий на летающую тарелку. Состоит из двух металлических полусфер с фигурными прорезями. Это эволюция ханга – швейцарского произведения ударного инструмента.
Играют на рафдраме руками или палочками с мягкими наконечниками. Это простейший в освоении инструмент, уверяет музыкант Олег Ромашкин.
(слушайте в подкасте)
Достать такой инструмент довольно сложно – в России его делают лишь несколько человек, и один экземпляр обойдётся в 80 тысяч рублей.
Добавлю, посмотреть на все описанные нами инструменты можно в наших группах в социальных сетях. In Rostov - ethnic real boom. In recent years become more frequent concerts and festivals dedicated to folklore, exotic and ancient music, throat singing and ethnic culture in general. We decided not to lag behind and find in Rostov five rare and unique musical instruments, play on that one. What happened in the end, - tells Maria Pogrebnyak. Hurdy-gurdy - instrument comes from the late Middle Ages. Similar to a bulky rectangular guitar with a short neck. On lyre three thick metal strings. The sound is created by the wooden wheel, grated rosin. To this side screwed handle, which turns the musician. At the same time he presses the buttons on the fretboard.
In Russia, the lira has appeared in the 16th century, the Cossacks called it "ryley". Musicians became chroniclers of his time - wandered from village to village and reported the latest news in the form of songs and epics. Lyre disappeared in the early 20th century, said ethnic musician Eugene Erbenev.
(Listen to the podcast)
An authentic lyre - spruce and beech - made only a few masters. Such a tool would cost 30-40 thousand.
Didgeridoo - two-meter hollow tube of bamboo or eucalyptus. One of the oldest wind instrument in the world, he came up with the Australian aborigines. They played on it during their rites and fell into a trance. Didgeridoo hums and vibrates on a single note.
Playing the didgeridoo is difficult - it is necessary to breathe in at the same time you exhale. This can be achieved due to the inflated cheeks, he explained the musician and founder of ethnic crafts workshop "Steppe spirit" Valentin Shkandybin.
(Listen to the podcast)
Modern Western musicians often use the didgeridoo for the beatbox - publish mouth rhythmic sounds.
Harp - the Russian version of the Greek cittern. It appeared in the 10th century. On a wooden board in the form of a wing or slam the strings - in ancient Rus they were made of gut. Repertoire guslar depends on the number if the strings more than a dozen, the musician plays with long epic bust.
Play the harp is not just sitting, plucking the strings. Tools are often put on an edge in the manner of a guitar. Once the harp and sang a therapeutic function. For example, under the rowdy ditties Russian men carried fisticuffs, told guslyar Alexander Petin.
(Listen to the podcast)
Husain, as the lira, went out of use at the turn of 19-20 centuries. Reviving performance culture they began relatively recently, in Moscow and St. Petersburg, appeared the first school play the harp.
Zolfo - one of the latest creations of techno-shaman and Rostov experimenter Eduard Srapionova in the world - the Pope Srapy. He makes his own electronic instruments of all that will fall under the arm - from modern chips to the details of Soviet television. Zolfo - a small box with handles - publishes a fairly specific sounds.
Pope Srapa collects his synthesizers only on the basis of analog circuits - in his words, digital devices distort the sound.
(Listen to the podcast)
Zolfo feature is that you can not just turn the knob, but also extract audio via touch to special iron pins.
Raf-dramas - exotic instrument looks like a flying saucer. It consists of two metal hemispheres with curly cuts. This evolution of the Hang - Swiss percussion instrument works.
Play on rafdrame hands or sticks with soft tips. This is the easiest-to-learn tool that assures the musician Oleg Romachkin.
(Listen to the podcast)
Get such an instrument is difficult - it is made in Russia only a few people, and one copy will cost 80 thousand rubles.
I add, look at all the tools we have described can be in our groups in social networks. Смотрите также: | |