когда выдающийся советский актер и режиссер К. С. Станиславский занялся систематической педагогической работой, психология того времени не могла ему помочь о решении самых элементарных вопросов, которые ставила перед ним практика обучения актерскому мастерству. Путем обобщения и глубокого анализа своего собственного артистического опыта, опыта своих товарищей и учеников он открыл и сформулировал основные законы психологии сценического творчества. В высшей степени удачно он назвал их элементарной грамматикой драматического искусства, подчеркнув тем самым психологическую универсальность принципов актерского труда. Подобное положение существовало не только в психологии театрального творчества. Советский писатель Михаил Зощенко, размышляя о важности психологических знаний для повседневной практики людей, писал: «В сущности, до сего времени нет каких-то элементарных правил, элементарных законов, по которым надлежит понимать себя и руководить собой не только в области своего труда и своей профессии, но и в повседневной жизни... Ведь все специальности выработали особую н наилучшую технику работы, причем эта техника работы постоянно рационализируется и улучшается. Художник отлично изучил краски, которыми он работает, но жить он по большей части не умеет и предоставляет свою жизнь случаю, природе и собственному неумению». В этой связи нельзя не вспомнить повесть Вольтера «Микромегас», написанную более двухсот лет назад. Микромегас — высокоразумное существо гигантских размеров («двадцать четыре тысячи шагов»), обитающее на Сириусе. Посетив Землю и встретившись с людьми, он воспринял их как «разумные атомы» и, естественно, поинтересовался уровнем их умственного развития. Как убедился Микромегас, знания «разумных атомов» оказались весьма обширными: они могли определить расстояние от Сириуса до звезды Кастор в созвездии Близнецов, вычислить, сколько земных диаметров укладывается в расстояние от Земли до Луны или же вес объема воздуха по сравнению с тем же объемом чистой воды и червонного золота. Пораженный этой впечатляющей эрудицией, Микромегас наконец спросил: «Поскольку вы обладаете столь обширными знаниями о том, что вне нас, вы, несомненно, должны быть еще лучше осведомлены о том, что внутри вас. Скажите, что такое душа и как образуются у вас мысли?» Ответы землян на этот вопрос оказались столь противоречивыми, примитивными и нелепыми, что, слушая их, Микромегас покатывался с хохоту. С помощью этой фантастической притчи Вольтер со свойственной ему сатирической остротой попытался показать односторонность современной ему науки, проявлявшей неоправданное равнодушие к сущностным особенностям человека и отдававшей предпочтение изучению всего того, что человека окружает. Надо признать, что со времен Вольтера ситуация существенно не изменилась. Несмотря на то, что весь ход развития науки подводит к тому, чтобы человек наконец- то обратил внимание на самого себя, древняя заповедь «познай самого себя» все еще во многом остается благим пожеланием. Человек знает мельчайшие подробности строения и существования великого множества микроорганизмов и удаленных на миллионы световых лет галактик, но только сегодня делает поразительное открытие о наличии у себя самого «лимфатического сердца» и все еще строит робкие предположения о возможном существовании в человеческом организме третьей системы регуляции — на уровне биоэнергетических полей. Красноречивый факт: ученый, разрабатывающий практические вопросы управления климатом, не рискует находиться у открытой форточки, опасаясь очередного жестокого насморка. Мы создаем уже не только «думающие машины», но и машины, способные реагировать эмоционально на свои «машинные действия». Вместе с тем собственная творческая деятельность, собственные эмоции, собственные поступки остаются для нас во многом тайнами за семью печатями. when the outstanding Soviet actor and director Stanislavsky engaged in systematic educational work, psychology of that time could not help him to solve the most basic problems that confront them practice teaching acting. By summarizing and in-depth analysis of their own artistic experience, the experience of their fellow students, and he discovered and formulated the basic laws of theatrical creativity psychology. Highly successful, he called them elementary grammar of Dramatic Art, underlining the versatility of the actor's psychological labor principles. A similar situation existed not only in theatrical psychology of creativity. Soviet writer Mikhail Zoshchenko, reflecting the importance of psychological knowledge to the everyday practice of people, wrote: "In fact, so far there is some basic rules, basic laws, which should understand themselves and govern themselves not only in their work, and their profession, but also in everyday life ... After all specialties have developed a special technique called the best work, and this technique works continuously rationalized and improved. The artist studied fine paint, which he works, but he has to live for the most part does not know and gives life to the case and the nature of their own inability. " In this connection, it is impossible not to recall the story of Voltaire's "Micromegas", written more than two hundred years ago. Micromegas - highly intelligent creature of gigantic proportions ( "twenty-four thousand steps"), dwelling on Sirius. Having visited Earth and meeting with the people, he took them as "reasonable atoms" and, of course, asked their level of cognitive development. As Micromegas convinced "reasonable atoms" of knowledge were very extensive: they could determine the distance of Sirius, the star Castor in the constellation Gemini, to calculate how much of the earth diameters fit into the distance from the Earth to the Moon, or the weight of the air volume, compared with the same volume of pure water and pure gold. Struck by this impressive erudition, Micromegas finally asked: "Since you have such a wealth of knowledge that is us, you, of course, should be even more aware of what's inside you. Tell me, what is the soul and how to form your thoughts? "Answers to this question Earthlings were so contradictory, primitive and ridiculous, that, listening to them, Micromegas roared with laughter. With the help of this fantastic parable Voltaire with his usual satirical sharpness tried to show the one-sidedness of contemporary science, exercise undue indifference to the essential characteristics of man and to give priority to the study of everything that surrounds man. I must admit that from the time of Voltaire, the situation has not changed significantly. Despite the fact that the entire course of development of science leads to the fact that the person nakonets then drew attention to himself, the ancient precept, "Know thyself" is still largely remains wishful thinking. The man knows the minute details of the structure and the existence of a great many microorganisms and removed millions of light years, the galaxies, but today makes a startling discovery about the presence of himself "lymph heart" and still builds timid speculation about the possible existence in the human body of the third regulatory system - to the level of bio-energy fields. An eloquent fact: the scientist develops practical climate control issues, does not risk to be at the open window, for fear of another brutal cold. We create not only "thinking machines" and machines capable of reacting emotionally to their "engine of action." At the same time own creative activity, their own emotions, their own actions are for us largely a mystery. Смотрите также: | |