«Полёты воздушных змеев». Композиция 59 для квартета сопрановых блок-флейт (1992)
Эта партитура написана по заказу одного из организаторов базельского фестиваля Конрада Штайнманна. Это был фестиваль, посвященный исключительно музыке для блок-флейт. Назывался он «Встреча Швейцарии с Восточной Европой. Международные дни новой музыки для блок-флейт».
Ну, так вот этот Штайнманн, он попросил написать как раз какой-нибудь блок-флейтовый ансамбль, и в результате у меня получилось это сочинение для четырёх сопрановых блок-флейт. Кстати говоря, культура блок-флейты на Западе очень высокая и этот инструмент невероятно популярен не только среди профессионалов, но и среди любителей…
В 92-ом году, когда я был в Винтертуре, он пришёл на мой концерт, ну, и с тех пор мы с ним и дружим. Это потрясающий флейтист, то есть с такой техникой, что просто удивительно. И кстати, он ещё собиратель редчайшей коллекции духовых инструментов. Его собранию может позавидовать любой музей.
Идея этого сочинения довольно простая — представьте себе какой-то праздник, когда в небо запускаются воздушные змеи — один, два, пять, десять и так далее, и там, высоко наверху они все летают. Собственно, вся моя программа и основана на этом натуралистическом сюжете — абсолютно натуральная программа и без всякой философии: быстрые восходящие пассажи по закорачивающимся длительностям — змеи взлетают, а потом — только постоянные ротации пяти хроматических ноток (Между «фа» и «ля» третьей октавы) — это их полёт в поднебесье, так сказать, и больше ничего нет. — Материал здесь развивается наподобие канона!? — Да, технически выполнено это как раз в виде элементарного канона, то есть написана одна партия для первого голоса и затем, с отставанием в несколько секунд, вступает второй голос, потом третий, четвёртый — и так от начала до конца. Единственное, что их отличает, так вот эти пассажики взлетающие, которые всё время немножко меняются в своей интервалике. — Но имитируется у вас только звуковой материал. — Конечно, потому что и штрихи в голосах, они разные, и ритм разный, и паузы разные, а ноты — да! — они повторяются, имитируются, то есть, есть только канон нот, а всё остальное у каждого исполнителя складывается произвольно. И конец, кстати, тоже произвольный у каждого блок-флейтиста — он у всех дан без определённой высоты звука, потому что все мои змеи улетают в какие-то невидимые дали…
Тембр блок-флейт очень симпатичный, хотя и пищащий немножко. Тут так задумано (вот даже есть специальная сноска в тексте), чтобы исполнители были расположены над публикой — на галерее, где угодно! лишь бы повыше это было — публика в зале как бы не должна знать откуда вдруг начинают доноситься звуки…
Премьера состоялась спустя полгода после написания. А игралось это в Базельской Музыкальной академии. Очень интересный фестиваль и очень большой. Причём на фестивале были представлены самые разные виды блок-флейт, вплоть до контрабасовых — выше человеческого роста, представляете!? Ну, и плюс к тому, были и даже новые для меня тембровые моменты, очень неожиданные и приятные — это же всё нетемперированные инструменты, и их звуки не всегда ложатся в темперированную полутоновую шкалу, а в отдельные моменты бывают иногда и свободные квази четвертитоновые…
Получилось всё неплохо. Реакция, в общем, хорошая была с разных сторон и исполнители, кстати, были очень довольны — играли с явным энтузиазмом. Они расположились на балконе, над публикой — и это создало очень специфический эффект: звуки лились прямо «с неба». Это сочинение хорошо бы в Рахманиновском зале исполнить, где можно расположить исполнителей не только наверху и по периметру, но и в разных углах, и тогда получился бы даже особый квадрофонический эффект… "Flights of the kites." Composition 59 for Quartet Soprana Block Flute (1992)
This score is written on request of one of the organizers of the Basel Festival of Conrad Steinmann. It was a festival dedicated to exclusively music for block flute. He was called "Meeting Switzerland with Eastern Europe. International Days of New Music for Block Flute. "
Well, so this Steinmann, he asked to write just a block-flute ensemble, and as a result I had this essay for four soprano-flutes. By the way, the culture of the block flute in the West is very high and this tool is incredibly popular not only among professionals, but also among lovers ...
In the 92nd year, when I was in Winterhouse, he came to my concert, well, and since then we have friends with him. This is a stunning flutist, that is, with such a technique, which is just amazing. And by the way, he is still a collector of the rarest collection of wind instruments. His congregation can envy any museum.
The idea of this essay is pretty simple - imagine some holiday when air snakes are launched in the sky - one, two, five, ten and so on, and there, highly upstairs they fly. Actually, my whole program is based on this naturalistic plot - an absolutely natural program and without any philosophy: fast ascending passes for short-term durations - snakes take off, and then - only constant rotations of five chromatic notes (between Fa and La and the third octave ) - these are their flight in the snowmobile, so to speak, and nothing else. - The material here develops like a canon!? - Yes, it is technically fulfilled, this is just in the form of an elementary canon, that is, one party is written for the first voice and then, with a lag in a few seconds, the second voice comes, then the third, fourth - and so from beginning to end. The only thing that distinguishes them is that these passengers take off, which all the time have changed a little in their interior. - But you only imitate the sound material. - Of course, because both the strokes in the voices, they are different, and the rhythm is different, and there are different pauses, and notes - yes! - They are repeated, imitated, that is, there is only the canon notes, and everything else has an arbitrarily for each artist. And the end, by the way, is also arbitrary from each block flaretist - it is all without a certain height of the sound, because all my snakes fly away to some invisible gave ...
Tembre Block-flute is very pretty, although silent is a little bit. There is so conceived (here is even a special footnote in the text) so that the performers are located above the public - on the gallery, anywhere! If only higher it was - the public in the hall as it should not know where the sounds suddenly begin to come ...
The premiere took place six months after writing. And it was played in the Basel Music Academy. Very interesting festival and very large. And at the festival, a variety of types of block-flute were presented, right up to the doubles - above human growth, imagine !? Well, and plus, there were even new timbers for me, very unexpected and pleasant - this is all the net tools, and their sounds do not always fall into a temperated halftone, and in some points there are sometimes free quasi quartutton ...
It turned out everything is not bad. The reaction, in general, was good from different sides and performers, by the way, were very pleased - played with obvious enthusiasm. They are located on the balcony, above the public - and it created a very specific effect: the sounds flowed directly from the sky. This essay would be fine in the Rakhmaninov hall to fulfill, where you can position the performers not only at the top and around the perimeter, but also in different angles, and then it would be even a special quadrophonic effect ... Смотрите также: | |