Композиция 31. «Die ewige Wiederkunft — Вечное возвращение» для бас-кларнета (1980)
Это 3 странички для басового кларнета. Что здесь? Опять всё те же мои размышления: как и какую надо писать музыку и надо ли её вообще писать. Снова какие-то лично-философские проблемы. И это, кстати, отражено в первом немецком названии «Die ewige Wiederkunft», которое я взял из Ницше. Сочинялась эта пьеса в довольно тяжёлые для меня годы, надо сказать.
Я раньше таких сочинений не писал — здесь везде нет определённого темпа, то есть где-то есть, но чаще он совершенно свободно выбирается самим исполнителем. И ещё нет точно указанной звуковысотности — только дана одна линия, которая обозначает «до» 1-й октавы, а остальные ноты изображены очень условно, то есть везде, короче говоря, алеаторика. Правда, кроме одной фразы, которая зафиксирована на обычных 5 линейках — это у меня и самая низкая басовая реплика и, одновременно, олицетворение, так сказать, самой идеи «вечного возвращения». Но на самом деле, конечно, эта идея во многих аспектах себя проявляет. — В каких ещё? — Ну, хотя бы в том, что исполнитель должен неоднократно уходить и приходить на сцену, в наличии репризности.
В сочинении есть и какое-то подобие сонатной формы: присутствует экспозиция, где побочная партия явно выделяется своей структурой — это эпизод quasi виолончель; есть очень активная работа с отдельными тематическими элементами — это для меня как разработка и, кстати, довольно мощная, и есть и реприза, правда, с одной только побочной партией.
А какая была огромная «возня» с фактурой. Это тот самый случай, который ещё раз подтверждает мою теорию о том, что только фактура и рождает современное произведение… — И в конце, естественно, кода? — Да. Я, кстати, здесь сделал впервые абсолютно жуткое звучание, которое возникает благодаря фруллато, разным глиссандо по всем обертонам. Но это нужно. Вот, в частности, Харри Спаарнай, который единственный сыграл пьесу очень здорово, он сразу «просёк» всё, а разработку исполнил так экспрессивно, так удивительно мощно, что это просто потрясает.
И, к тому же, хотя я и предусматривал здесь определённую алеаторическую свободу, она всё-таки и достаточно мною ограничена — это всё-таки контролируемая алеаторика, причём сильно контролируемая, и, в частности, исполнитель не может даже лишних несколько раз сыграть что-либо… Composition 31. «Die ewige Wiederkunft - Eternal Return" for bass clarinet (1980)
This 3 pages for bass clarinet. What's here? Again, all those are my thoughts: how and what it is necessary to write music and whether it even write. Again any personal and philosophical problems. And this, by the way, is reflected in the title of the first German «Die ewige Wiederkunft», which I took from Nietzsche. Composed this piece in a rather heavy for me years, I must say.
I used these works did not write - there is not always a certain tempo, that is, somewhere there, but most of it quite freely chosen by the performer. And yet precisely specified Pitch - given only one line, which means "to" 1st octave, and the remaining notes are depicted very conditional, that is, everywhere, in short, aleatory. True, except for one sentence, which is fixed on the usual 5 product lines - this is my lowest bass and replica and, at the same time, the personification of, so to say, the idea of "eternal return". But in reality, of course, this idea is in many aspects manifests itself. - What else? - Well, at least that the artist must often come and go on the stage, in the presence of repriznosti.
In his work there is some semblance of sonata form: exposition there where adverse party is clearly distinguished by its structure - a quasi episode cello; there is a very active work with the individual thematic elements - it is for me as a development and, by the way, is quite powerful, and there is also a reprise, however, with only one side party.
And what was a great "fuss" with the texture. This is the case, which confirms once again my theory that only the texture and creates a contemporary work ... - And finally, of course, the code? - Yes. Incidentally, I did the first time here is absolutely horrible sound that arises from the frullato, different glissandi on all overtones. But it is necessary. Here, in particular, Spaarnay Harry, who only played a very good play, he just "rides" everything, and development performed so expressive, so amazingly powerful that it is amazing.
And, besides, even though I provided here certain aleatoric freedom, it still and I have quite limited - it's still controlled aleatory, with highly controlled, and, in particular, the contractor can not even spare a few times to play something or… Смотрите также: | |