Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10.
1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками. 2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы? 3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним? 5 сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы. 6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая. 7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него. 8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил. 9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали. 10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Не так много в Евангелии мест, где Спаситель Сам прилагает к Себе тот или иной эпитет. И сегодня мы слышим, как Он Сам называет Себя «Господином субботы». Значит, это необычайно важно было услышать и ближайшим ученикам, и с въедливостью наблюдавшим за Ним книжникам и фарисеям.
Та внутренняя безграничная свобода, которую невозможно было не видеть у Христа Спасителя, стала камнем преткновения для ревнителей религиозного благочестия. С Иисусом было бессмысленно препираться или спорить: Он с лёгкостью, без всякой долгой подготовки, наполнял Свои слова такой густотой смыслов и очевидностью – что сопротивляться Его простым и понятным речам было бесполезно. Понемногу, шаг за шагом, Спаситель подводит Своих последователей к очень важному пониманию: Бог – не заложник религиозных ритуалов; какими бы важными и значимыми они не представлялись в сознании человека, это не более чем ступеньки, по которым надо подниматься вверх, к Нему, Живому, постоянно действующему, глубоко вовлечённому в будничную круговерть человеческой жизни. Даже если лестница золотая – безумно было бы стелить на ней постель, чтобы поудобнее устроиться на ночлег: это всего лишь лестница, чтобы переступая через ступени, в конце концов её покинуть.
Давняя, глубоко засевшая в сердцах фарисеев болезнь – это формализм, страх сделать что-то неправильно, и тем самым навлечь на себя гнев Божий. Всякий человек неизбежно проецирует на образ Бога свой собственный образ, зачастую наделяя Бога чертами, Ему совершенно не свойственными. Самое страшное происходит, когда это раздутое и абсолютизированное отражение самого недоброго человека превращается в ужасающий инструмент, которым начинают активно пользоваться для вразумления окружающих. Образуется своего рода некий дурной резонанс, в котором образ Бога может оказаться настолько искажённым, что по сути являть собой уже не Бога, а Его врага – сатану. В «Последней битве» Клайва Льюиса есть замечательный образ, когда хитрый Обезьян надевает на глупого осла шкуру льва – и начинает показывать его, будто бы он и есть Аслан – Небесный Лев, Царь и Господин Нарнии – превращая его в Ташлана, некое соединение двух начал – божественного и демонического, доброго и злого.
Именно от этого предостерегал Своих последователей Христос, когда жёстко ставил диагноз религии фарисеев: вы говорите, что служите Богу – но ваш настоящий бог – это сатана, диавол.
И Спаситель аккуратно, мягко, чтобы не разрушить души учеников, начинает лечить их от формализма, наводить порядок в их представлениях о Боге – чтобы в итоге подготовить к самому невероятному знанию, которое предстоит им пережить: Богу не нужно от человека ничего, кроме его любви. Ни жертв, ни молитв, ни постов, ни милостыни – бессмысленно пытаться «откупиться» от Бога этой и так Божественной собственностью. Бог даёт человеку всё в избытке – и только ждёт, чтобы это помогло хотя бы немного развернуться по отношению к Нему, не замыкаться, не зацикливаться на самих себе, не делать самих себя альтернативными богами и хозяевами бытия.
Почему так опасен религиозный формализм? Потому, что он неизбежно ведёт к фанатизму, сведению сути веры до внешнего обряда и тем самым подмене его содержания. Конечно, это гораздо комфортнее, нежели чем искать этого неуловимого Бога, являющего Себя не там, где для Него поставили ловушку, а там, где Он Сам захочет – но и не скрывающего от ищущего Его тех мест, где скорее всего можно с Ним повстречаться. Обряд без души, без включённости ума, сердца и воли – ничем не отличается от магии, какими бы внешними атрибутами он не был бы обставлен. И если Бог на самом деле приходит туда –это происходит вовсе не потому, что Его вынудили к этому определёнными ритуальными действиями, поймали птичку на приманку в клетку – а потому, что Он любит Своих детей, откл And the Savior neatly, gently, not to destroy the soul of students, begins to treat them from formalism, to restore order in their ideas about God - so that in the end to prepare for the most incredible knowledge that you have to survive: God does not need anything other than his love . Neither the victims, no prayers, nor posts, nor alms - meaninglessly trying to "pay off" from God for this and so divine property. God gives a person everything in excess - and only waiting for it to help at least turn to him in relation to him, do not get closed, do not focus on themselves, not to do themselves alternative gods and owners of being.
Why is it dangerous religious formalism? Because he inevitably leads to fanaticism, the reduction of the essence of faith to an external rite and thereby substitution of its content. Of course, it is much more comfortable than to look for this elusive God, which is not there, where they put a trap for him, and where he himself wants - but not hiding from the seekers of those places where it is most likely to meet him. The rite without a soul, without the inclusion of mind, heart and will - no difference from magic, whatever external attributes it would be furnished. And if God actually comes there - it happens at all because it was forced to this certain ritual actions, caught a bird on the bait in a cage - but because he loves his children, off Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |