Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.
23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. 24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна. 25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. 26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: 27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. 28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. 29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. 30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. 31 Иисус отвечал им: теперь веруете? 32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. 33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Интереснейшее чтение мы только что с вами слышали. Иисус расстаётся со Своими учениками, даёт им наставление о дерзновении в молитве и объясняет уже без всякой притчи и образа, что Он – Сын Божий, пришедший в мир – и теперь оставляющий этот мир, чтобы вернуться к Своему Небесному Отцу. Ученики, которые до этого момента были в достаточно сильном недоумении, и никак не могли понять – что же происходит, о чем идёт речь – вдруг словно прозревают: фрагменты складываются в целостную картину. Наконец-то они произносят: да, вот теперь всё ясно, мы веруем, что Ты – действительно Посланник Божий, Сын Божий. Казалось бы, теперь надо облегчённо вздохнуть, похвалить и вдохновить учеников. Но Иисус с печалью констатирует факт того, что очень скоро эта свежевызревшая вера учеников подвергнется такому испытанию, перед которым ни один из них не устоит: все разбегутся, бросят Иисуса в одиночестве, лицом к лицу с несправедливостью, страданиями, позорной смертью на Кресте. Они будут стоять вдалеке – чтобы если что иметь возможность скрыться, ведь многие видели их рядом с Иисусом – и с ужасом, с похолодевшим сердцем наблюдать, как в муках умирает Тот, Кого сейчас они все вместе исповедовали Мессией и Сыном Божиим.
И далее – самое главное. Прекрасно понимая слабость, непостоянство, неверность Своих учеников – и свидетельствуя перед ними об этом понимании – Иисус всё равно продолжает их любить без каких бы то ни было обид и претензий. Он знает, что они его бросят в самую тяжёлую минуту – когда Ему так нужна будет рука дружеской поддержки – но Он не обижается на них, Он уже простил их за то, что они еще и не предполагали, что совершат. Факт их отступления и малодушия для Иисуса не меняет Его отношения к ним: как Он любил их раньше – точно также любит и после, как доверял ранее – также доверяет и далее. В этом свидетельстве Иисуса открывается нам одно из важнейших Божественных качеств – постоянство и неизменность Его любви. Божественная любовь безусловна: её качество не зависит от изменчивости характеристик того, к кому она обращена. Никакой человеческий грех – каким бы страшным он ни был – не может изменить отношение Бога к человеку, вызвать вместо любви – ненависть.
У преподобного Исаака Сирина есть очень глубокая мысль, которая касается природы отношений между человеком и Богом: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, сильнее всякого приводящего в страх мучения… Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой». Насколько такое представление отличается от мнения многих, что Бог в аду наказывает людей! Нет, источник и адских мучений, и райского блаженства – один и тот же: та же самая Божественная любовь. Только для одних – это радость и свет, для других – невыносимый огонь и мука. Вот почему так важно именно здесь, на земле, еще прежде разлучения души от тела, постоянно испытывать себя, проверять свою жизнь Евангелием, пробовать прикосновение этой Божественной любви в таинстве Евхаристии! Пока мы в теле – нам открыт путь покаяния и изменения: ведь и ученики Христовы были далеко не безгрешны, и они Его предавали! Но в том и заключается бездна Божественной премудрости и любви, что Он смотрит на нас не сквозь призму совершённого нами греха – а через ту перспективу святости, которая реально достижима каждым из нас! Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.
23 и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. 24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси́те, и полу́чите, чтобы радость ваша была совершенна. 25 Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. 26 В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: 27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога. 28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу. 29 Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой. 30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Посему веруем, что Ты от Бога исшел. 31 Иисус отвечал им: теперь веруете? 32 Вот, наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мною. 33 Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Интереснейшее чтение мы только что с вами слышали. Иисус расстаётся со Своими учениками, даёт им наставление о дерзновении в молитве и объясняет уже без всякой притчи и образа, что Он – Сын Божий, пришедший в мир – и теперь оставляющий этот мир, чтобы вернуться к Своему Небесному Отцу. Ученики, которые до этого момента были в достаточно сильном недоумении, и никак не могли понять – что же происходит, о чем идёт речь – вдруг словно прозревают: фрагменты складываются в целостную картину. Наконец-то они произносят: да, вот теперь всё ясно, мы веруем, что Ты – действительно Посланник Божий, Сын Божий. Казалось бы, теперь надо облегчённо вздохнуть, похвалить и вдохновить учеников. Но Иисус с печалью констатирует факт того, что очень скоро эта свежевызревшая вера учеников подвергнется такому испытанию, перед которым ни один из них не устоит: все разбегутся, бросят Иисуса в одиночестве, лицом к лицу с несправедливостью, страданиями, позорной смертью на Кресте. Они будут стоять вдалеке – чтобы если что иметь возможность скрыться, ведь многие видели их рядом с Иисусом – и с ужасом, с похолодевшим сердцем наблюдать, как в муках умирает Тот, Кого сейчас они все вместе исповедовали Мессией и Сыном Божиим.
И далее – самое главное. Прекрасно понимая слабость, непостоянство, неверность Своих учеников – и свидетельствуя перед ними об этом понимании – Иисус всё равно продолжает их любить без каких бы то ни было обид и претензий. Он знает, что они его бросят в самую тяжёлую минуту – когда Ему так нужна будет рука дружеской поддержки – но Он не обижается на них, Он уже простил их за то, что они еще и не предполагали, что совершат. Факт их отступления и малодушия для Иисуса не меняет Его отношения к ним: как Он любил их раньше – точно также любит и после, как доверял ранее – также доверяет и далее. В этом свидетельстве Иисуса открывается нам одно из важнейших Божественных качеств – постоянство и неизменность Его любви. Божественная любовь безусловна: её качество не зависит от изменчивости характеристик того, к кому она обращена. Никакой человеческий грех – каким бы страшным он ни был – не может изменить отношение Бога к человеку, вызвать вместо любви – ненависть.
У преподобного Исаака Сирина есть очень глубокая мысль, которая касается природы отношений между человеком и Богом: «Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, сильнее всякого приводящего в страх мучения… Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников… и веселит собою соблюдших долг свой». Насколько такое представление отличается от мнения многих, что Бог в аду наказывает людей! Нет, источник и адских мучений, и райского блаженства – один и тот же: та же самая Божественная любовь. Только для одних – это радость и свет, для других – невыносимый огонь и мука. Вот почему так важно именно здесь, на земле, еще прежде разлучения души от тела, постоянно испытывать себя, проверять свою жизнь Евангелием, пробовать прикосновение этой Божественной любви в таинстве Евхаристии! Пока мы в теле – нам открыт путь покаяния и изменения: ведь и ученики Христовы были далеко не безгрешны, и они Его предавали! Но в том и заключается бездна Божественной премудрости и любви, что Он смотрит на нас не сквозь призму совершённого нами греха – а через ту перспективу святости, которая реально достижима каждым из нас! Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн КронштадтскийРадио ВЕРА - Ис. V, 7-16, Быт. IV, 8-15, Притч. V, 1-15 | |