Gnomus (лат. Гном). Ми-бемоль минор. На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка, изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Выбранная тональность ми-бемоль минор — достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности.
В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Наконец — гном так и не нашёл покоя — средняя часть переходит в громкую (фортиссимо) кульминацию — хроматически нисходящую линию, трагически звучащую и передающую страдание и отчаяние.
Затем возвращается (в некотором отдалении) тема первой части, и в конце она «сдувается» быстрым пассажем, уносящим с собой впечатления от гнома.
(Promenade), ля-бемоль мажор — интермедия звучит, уже в других регистрах и с новой гармонией, тихо и задумчиво, создавая переход к следующей картине.
Gnomus (lat.Gnome). E flat minor. On the not preserved sketch by Hartmann, a Christmas tree toy was drawn, depicting a nutcracker (nutcracker) in the form of a dwarf on crooked legs. The initially motionless figure of the dwarf at Mussorgsky comes to life. The dynamic piece conveys the melodies of a creeping dwarf in broken rhythm and twists, the listener "watches" how he runs from place to place and freezes. The chosen tonality in E flat minor is a rather gloomy but unstable harmony and short grace notes at the end of phrases give the music a “toy” touch, pushing the tragic into the sphere of fabulousness.
In the middle part, which expresses a deeper characterization of the character, the gnome, according to one of the interpretations, seems to stop and begin to think (intense "swinging" of the bass) or just tries to rest, from time to time as if frightened, suspecting danger (repetition of broken phrases from the first part) ... Each attempt at a calm stop ends with a frightened, alarming passage. Finally - the gnome never found peace - the middle part turns into a loud (fortissimo) climax - a chromatically descending line, sounding tragically and conveying suffering and despair.
Then the theme of the first part returns (at some distance), and at the end it is "blown away" by a quick passage that takes with it the impressions of the gnome.
(Promenade), A-flat major - the interlude sounds, already in different registers and with a new harmony, quietly and thoughtfully, creating a transition to the next picture.