Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык. Велик Он в небесах на троне, В былинках на земли велик. Везде, Господь, везде Ты славен, В нощи, во дни сияньем равен.
Тебя Твой агнец златорунный В себе изображает нам; Псалтырью мы десятиструнной Тебе приносим фимиам. Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье.
Ты солнцем смертных освещаешь, Ты любишь, Боже, нас как чад, Ты нас трапезой насыщаешь И зиждешь нам в Сионе град. Ты грешных, Боже, посещаешь И плотию Твоей питаешь. О Боже, во Твое селенье Да внидут наши голоса, И взыдет наше умиленье, К Тебе, как утрення роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебе, Господь, поем и славим!
В начале XIX века он считался неофициальным национальным (государственным) Гимном Российского государства. Эта версия его назначения активно поддерживалась еще со времен правления Павла Первого, для которого гимновое песнопение Державина-Козловского "Гром победы раздавайся!" было не очень приемлемым, в связи с тем, что это был гимн времен его матери - Екатерины, с которой у него, как известно, отношения были не лучшие. Да и знаменитый припев песни, во время которого обычно все офицеры вставали и поднимали бокалы - "Славься сим, Екатерина! Славься добрая к нам мать!" - вызывал у Павла раздражение. Не поэтому ли новый Гимн Бортнянского, который долгие годы служил придворным композитором семьи Павла Петровича и выучил музыке его детей, стал активно распространяться и, в первую очередь, не только в церковной, но и в военной среде. Потому и "Гром победы" был забыт довольно скоро. А "Коль славен" не был подвергнут забвению даже во время правления сына Павла Первого - императора Александра, который чтил своего музыкального наставника - Бортнянского. Официально Гимн Бортнянского был заменен лишь в 1830-е годы, когда Львовым и Жуковским был написан Гимн "Боже, царя храни". Но "Коль славен" остался самым известным и исполняемым духовным гимном и Империи и эмиграции
"Коль славен" часто исполнялся в общественных местах и на собраниях, как духовное песнопение. Гимн пели и на вечерних службах, а также во время молитвы в войсках, на крестных ходах. Позднее его не редко исполняли в моменты военных церемоний: посвящений юнкеров в офицеры и т.п.
Мелодия стала популярна в Германии. В советское время творчество Бортнянского считалось опасным для советского читателя, как слишком "духовное" или "церковное". Даже знаменитые "Херувимские" хоры (детские) исполняли на специально сочиненные для этого "светские" слова ( вместо "иже херувимы" - "светит на небе солнышко ясное..." и т.п.).
За редким исключением можно найти страну, в которой сменилось бы столько мелодий и текстов государственных гимнов, как в России. Невозможность договориться на эту тему не очень приятно характеризует некое внутреннее состояние россиян. Оно кажется на редкость противоречивым, не устоявшимся, не понятным даже самим его "носителям". А разве это не отражается и на повседневной жизни, на характере народа, на его экономических и культурных достижениях? Народ одной из величайших стран, одна из самых известных и сильных наций не может нормально петь свой собственный Гимн. Парадокс! Ведь в 1990-е, почти целое десятилетие у Гимна вообще не было слов. При его исполнении люди просто молчали или "мычали" мотив. Glorious our Lord in Zion, Can not Explain to language. He is great in heaven on the throne, The blade of grass on the land is great. Everywhere, Lord, everywhere you nice, In the night, in the days of radiance is.
You Your lamb zlatorunny The Statement shows us; Psalter we of ten You bring incense. Accept from us Thanksgiving Like incense.
You sun illuminates mortals Do you love God, we are like children, Do you have a meal satisfying the desire And zizhdesh us in Zion degrees. You wicked, O God, to visit And thy flesh to feed. O God, in Thy The village in Yes vnidut our voices, And shall ascend our supplications To Thee, like the morning dew! You put in the hearts of the altar, You, Lord, we sing and praise!
At the beginning of the XIX century it was considered the unofficial national (state) National Anthem of the Russian state. This version of his appointment actively maintained since the reign of Paul I, whose anthemic chant Derzhavina-Kozlovsky "Thunder victory peal!" It was not acceptable due to the fact that it was the anthem of the times his mother - Catherine, with whom he is known to have relations were not the best. And the famous chorus of the song, during which generally all the officers stood up and raised their glasses - "Hail sim, Catherine famous for the good mother to us!" - Called Paul irritation. Is that why the new Bortnyansky Anthem, which for many years served as a court composer Paul Petrovic family and learned the music of his children, began to actively spread and, first and foremost, not only in church, but also in the military environment. Therefore "Thunder victory" was forgotten soon enough. A "Glorious" was not subject to oblivion, even during the reign of his son Paul the Great - Emperor Alexander, who honored his musical mentor - Bortniansky. Official Anthem Bortniansky was replaced only in the 1830s, when the lions and Zhukovsky was written anthem "God Save the Tsar." But the "Glorious" was the most famous and executable spiritual anthem and the Empire and emigration
"Glorious" is often performed in public places and gatherings, as a spiritual chant. Hymn singing and the evening service, as well as during prayers in the armed forces, on the religious processions. Later, he not infrequently performed in moments of military ceremonies: initiations cadets in officers, etc.
Melody became popular in Germany. In Soviet times, the creativity Bortnyansky considered dangerous for the Soviet reader as too "spiritual" or "Church". Even the famous "Cherubic" choirs (children's) takes on a specially composed for this "secular" words (instead of the "Cherubic Hymn" - "the sun shines clear in the sky ...", etc.).
With rare exceptions, you can find a country that would have changed so much melodies and texts of national anthems, as in Russia. The inability to reach agreement on this issue is not very nice to characterize some internal state of the Russians. It seems to be extremely controversial, not well established, it is not clear even to its "media". Is not this reflected in everyday life, the character of the people, its economic and cultural achievements? The people of one of the greatest countries, one of the most famous and powerful nation can not normally sing their own anthem. Paradox! Indeed, in 1990, nearly a decade at Anthem did not have words. With his performance, or people simply silent "mooing" motif. | |