<<Реквием>> Моцарта -- последнее создание, <<лебединая песня>> великого композитора -- принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. <<Реквием>> -- это траурная, заупокойная месса, исполняемая на традиционный культовый латинский текст (принятый в католической службе). Она состоит из нескольких традиционных разделов, среди которых, помимо обычных частей любой мессы (<< Kyrie eleison >> -- <<Господи помилуй>>, << Sanctus >> --<<Свят>>, << Agnus Dei >> -- <<Агнец божий>>), обязательны части, принадлежащие только траурной мессе: << Requiem aeternam >> (<<Вечный покой>>), << Dies irae >> и << Tuba mirum >> (<<День гнева>> и <<Чудесная труба>>, где изображается страшный суд господень), << Lacrimosa >> (<<Слезная>>).
Несмотря на культовый текст, <<Реквием>> Моцарта далек от богослужебного культа. Средствами музыкальной выразительности Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих переживаний -- душевное смятение, умиротворенный покой, глубину горя и страданий. Все произведение проникнуто высоким гуманизмом, страстной любовью к человеку, горячим сочувствием к его страданиям. Как уже было сказано, <<Реквием>> закончил ученик и близкий друг Моцарта Зюсмайер по эскизам и наброскам композитора, а также на основе того, что Моцарт сам ему играл. Во всяком случае, можно определенно утверждать, что Зюсмайер не написал ни одного такта собственной музыки, а бережно сохранил и мастерски обработал то, что было сочинено Моцартом. Это видно хотя бы из следующего: Моцарт, оставив в набросках значительную часть <<Реквиема>>, не написал конца произведения, а Зюсмайер вместо того, чтобы сочинить собственную музыку (хотя он и был талантливым композитором), целиком повторил музыку первой части вместе с двойной фугой, создав таким образом музыкальное обрамление.
Из двенадцати номеров <<Реквиема>> девять написаны для хора и три (<< Tuba mirnum >>, << Recordare >> и << Benedictus >>) для квартета солистов.
Глубокая скорбь характерна для первой части (<< Requiem aeternam >>-- <<Вечный покой>>), начинающейся полифоническим изложением темы сначала в оркестре, а затем в хоре. Трагически-скорбное настроение усугубляется тональностью ре минор : Некоторое просветление вносится на словах << Et lux perpetua luceat eis >> (<<Да воссияет им вечный свет>>), что соответствует содержанию текста, а также в момент вступления сопрано соло. Это просветление создается переменой тональности (вместо ре минора -- си-бемоль мажор ).
Вторая половина первой части -- это двойная фуга на словах << Kyrie eleison >>. В этой фуге, как и в других полифонических эпизодах <<Реквиема>>, Моцарт развивает на новой стилистической основе традиции баховской и генделевской полифонии. Обе темы фуги, контрастируя друг с другом, а потому рельефно выделяясь, звучат одновременно (вторая вступает на втором такте первой темы) Mozart's "Requiem" - the last creation, the "swan song" of the great composer - belongs to the greatest monuments of world culture. "Requiem" is a funeral, funeral mass, sung to the traditional cult Latin text (adopted in the Catholic service). It consists of several traditional sections, among which, in addition to the usual parts of any mass (<< Kyrie eleison >> - Lord have mercy >>, << Sanctus >> - << Holy >>, << Agnus Dei >> - << Lamb of God >>), parts belonging only to the funeral mass are obligatory: << Requiem aeternam >> (<< Eternal rest >>), << Dies irae >> and << Tuba mirum >> (<< Day anger >> and the “Miraculous Trumpet”, which depicts the last judgment of the Lord), “Lacrimosa” (“Tearful”).
Despite the cult text, Mozart's “Requiem” is far from a liturgical cult. By means of musical expression, Mozart embodies the deepest world of human experience - mental confusion, pacified peace, the depth of grief and suffering. The entire work is imbued with high humanism, passionate love for a person, ardent sympathy for his suffering. As already mentioned, the "Requiem" was finished by a student and close friend of Mozart Süsmeier, based on the composer's sketches and sketches, as well as on the basis of what Mozart himself played for him. In any case, we can definitely say that Süsmeier did not write a single bar of his own music, but carefully preserved and masterfully processed what was composed by Mozart. This can be seen at least from the following: Mozart, leaving a significant part of the Requiem in the sketches, did not write the end of the work, and Süsmeier, instead of composing his own music (although he was a talented composer), completely repeated the music of the first movement together with double fugue, thus creating a musical frame.
Of the twelve numbers of the Requiem, nine are written for the choir and three (Tuba mirnum, Recordare and Benedictus) for a quartet of soloists.
Deep sorrow is characteristic of the first movement ("Requiem aeternam" - "Eternal rest"), which begins with a polyphonic presentation of the theme, first in the orchestra and then in the choir. The tragic-sorrowful mood is aggravated by the key in D minor: Some enlightenment is introduced in the words "Et lux perpetua luceat eis" ("Let the eternal light shine on them"), which corresponds to the content of the text, as well as at the moment of the introduction of the soprano solo. This enlightenment is created by changing the key (instead of D minor - B flat major).
The second half of the first movement is a double fugue in the words “Kyrie eleison”. In this fugue, as in other polyphonic episodes of the Requiem, Mozart develops on a new stylistic basis the traditions of Bach and Handel polyphony. Both themes of the fugue, contrasting with each other, and therefore standing out in relief, sound simultaneously (the second enters on the second measure of the first theme) Смотрите также: | |