5.9. Сказка о Витахавье
Васиштха продолжил: Есть и другой путь размышлений, как, например, принятый мудрецом Витахавьей. Этот мудрец бродил в лесах на горе Виндьяс. Когда-то он полностью разочаровался в мирских делах, замутняющих сознание, и после размышлений, свободный от всех извращенных понятий и мыслей, он оставил мир, как отработанную иллюзию. Он пришел в свою уединенную обитель, сел в позу лотоса и стал неподвижным, как горная вершина. Вобрав в себя щупальца своих органов чувств и устремив внимание разума на самого себя, он начал такие раздумья:
Как непостоянен мой разум! Даже устремленный вовнутрь, он не остается на месте, а возбуждается в момент как поверхность океана. Привязанный к органам чувств (как зрение) он скачет снова и снова, как мячик. Взращенный ощущениями, разум хватается за то, что только что отвергнул сам, и как безумец, бежит за той самой вещью, которую ему запрещают. Он прыгает от предмета к предмету, как обезьяна.
Теперь я рассмотрю природу пяти органов чувств, благодаря которым разум отвлекается. О органы чувств, не пришло ли время вам всем понять свою собственную истинную природу? Разве вы не помните страдания, воспоследовавшие вашему поиску наслаждений? Откажитесь от этого бесполезного возбуждения. Воистину, вы инертны и конечны – вы как дорога, по которой разум выходит вовне, чтобы добраться до объективных переживаний. Я – ваш властитель, я есть сознание и только я делаю все это как чистый интеллект. Вы, О чувства – насквозь фальшивы. Нет никакой связи между вами и сознанием, которое есть высшее Я. Только в свете этого бесстрастного сознания вы можете функционировать, как люди делают свою работу при свете солнца. О органы чувств, не примеряйте на себя неверные понятия, что вы обладаете собственным разумом, т.к. вы им не обладаете. Даже ваши неверные понятия о том, что вы живы, дают начало только страданиям.
Нет ничего кроме сознания, безначального и бесконечного. О вздорный разум, что же тогда представляешь собою ты? Понятия, возникающие в тебе о том, что ты что-то делаешь и чем-то наслаждаешься, хоть и кажутся вселяющими радость и молодость, на самом деле – смертельный яд. Не будь дураком, О разум – ничего ты не делаешь и ничего не испытываешь, на самом деле. Ты инертен и твой интеллект происходит не от тебя, а от какого-то другого источника. Как с тобой соотносятся удовольствия? Ты даже не существуешь сам по себе, как же ты при этом можешь относиться к чему-либо? Если ты поймешь, что ты – только чистое сознание, тогда ты воистину будешь этим сознанием. Могут ли в тебе возникнуть страдания, если ты есть бесконечное и безграничное сознание?
Витахавья продолжал раздумья: О разум, я должен ласково и терпеливо донести до тебя истину, что ты по-правде не тот, кто делает или ощущает. Воистину, ты инертен, - разве может танцевать вырезанная из камня статуя? Если твой интеллект полностью зависит от бесконечного сознания, тогда счастья тебе в таком понимании. Однако, то, что сделано интеллектом или энергией другого, считается сделанным этим другим. Серп срезает траву энергией жнеца, и потому жнец и есть сборщик урожая. Точно также, хоть нож режет, но тот, чья рука его направляет, является убийцей. Ты инертен, О разум, твой интеллект исходит от бесконечного сознания. Это бесконечное сознание знает себя через себя, ощущает собой себя в себе. Бог постоянно стремится прояснить это тебе, потому как мудрый должен объяснять все тупому сотней разных путей. Только свет сознания существует как сознание или интеллект, и это уже называется разумом. Если ты поймешь эту истину, ты растаешь в тот же миг.
О дурак, почему же ты страдаешь, если ты воистину есть бесконечное сознание? Оно вездесуще, оно есть все, и когда ты это поймешь, ты сам станешь всем. Нет ни тебя, ни тела – есть только одно бесконечное сознание и в этом однородном сознании кажутся существующими разнообразные концепции типа «я» и «ты». Если ты есть высшее Я, тогда существует только это Я, а вовсе не ты! Если ты инертен, но отличен от Я, тогда тебя тоже нет! Потому что существует только Я или бесконечное сознание, и более ничего. Нет никакой возможности для существования чего-то третьего, кроме сознания и инертной субстанции.
Поэтому, О разум, ты не тот, кто делает и не тот, кто ощущает. Тебя использовали, как канал сообщения между мудрыми и дураками, для инструкции дураков. Но, воистину, этот канал инертен и нереален, реально только сознание. Если жнец не использует серп, может ли серп жать? И нож не имеет силы убить. О разум, ты не деятель и не ощущатель – вот и не страдай ерундой. Сознание не такое как ты, поэтому не печалься о нем! Оно не приобретает ничего ни деланием, ни неделанием. Оно пронизывает все, и более ничего нет. Что тогда оно должно делать и что желать?
Ты не имеешь никакого отношения к сознанию, кроме подобного тому, как запах относится к цветку. Отношения существуют только между двумя независимыми существами сходной природы, когда они стремятся к объединению. Ты, О разум, постоянно возб?6? 5.9. The tale of Vitahavye
Vasishtha continued: There is another way of thinking, as, for example, taken by the sage Vitahavya. This sage wandered in the woods on Mount Vindyas. Once he was completely disillusioned with worldly affairs, clouding consciousness, and after reflection, free from all perverted concepts and thoughts, he left the world as a worked-out illusion. He came to his secluded abode, sat in the lotus position and became motionless like a mountain peak. Having absorbed the tentacles of his senses and directing the attention of the mind to himself, he began such reflections:
How fickle my mind is! Even directed inward, it does not remain in place, but is excited at the moment like the surface of the ocean. Attached to the senses (like sight), it bounces over and over like a ball. Raised by sensations, the mind grasps at what it has just rejected itself, and like a madman, runs after the very thing that is forbidden to it. He jumps from object to object like a monkey.
I will now consider the nature of the five senses that distract the mind. O senses, isn't it time for you all to understand your own true nature? Do you not remember the suffering that followed your search for pleasure? Give up this useless excitement. Truly, you are inert and finite - you are like a road through which the mind goes out in order to get to objective experiences. I am your ruler, I am consciousness and only I do all this as pure intellect. You, O feelings, are false through and through. There is no connection between you and consciousness, which is the higher self. Only in the light of this dispassionate consciousness can you function as people do their work in the light of the sun. O senses, do not try on the wrong notions that you have your own mind, because you don't have it. Even your misconceptions that you are alive only give rise to suffering.
There is nothing but consciousness, beginningless and infinite. O foolish mind, what then are you? The concepts that arise in you that you are doing something and enjoying something, although they seem to inspire joy and youth, are in fact a deadly poison. Do not be a fool, O reason - you do nothing and do not experience anything, in fact. You are inert and your intellect does not come from you, but from some other source. How does pleasure relate to you? You don't even exist on your own, how can you relate to anything? If you understand that you are only pure consciousness, then you will truly be that consciousness. Can suffering arise in you if you are an infinite and boundless consciousness?
Vitahavya continued thinking: O reason, I must gently and patiently convey to you the truth that you are truly not the one who does or feels. Truly, you are inert - how can a statue carved from stone dance? If your intellect is completely dependent on infinite consciousness, then happiness to you in this understanding. However, what is done by the intellect or energy of another is considered done by that other. The sickle cuts the grass with the energy of the reaper, and therefore the reaper is the harvester. Likewise, even though the knife cuts, the one whose hand guides it is the killer. You are inert, O mind, your intelligence comes from infinite consciousness. This infinite consciousness knows itself through itself, feels itself in itself. God constantly seeks to clarify this to you, because a wise man must explain everything to a dull one in a hundred different ways. Only the light of consciousness exists as consciousness or intellect, and this is already called mind. If you understand this truth, you will melt at the same moment. O fool, why do you suffer if you truly are infinite consciousness? It is omnipresent, it is everything, and when you understand this, you yourself will become everything. There is neither you nor the body - there is only one infinite consciousness, and in this homogeneous consciousness various concepts such as "I" and "you" seem to exist. If you are the higher I, then only this I exists, and not you at all! If you are inert, but different from I, then you are not there either! Because there is only I or infinite consciousness, and nothing else. There is no possibility for the existence of something else other than consciousness and inert substance.
Therefore, O mind, you are not the one who does and not the one who senses. You were used as a channel of communication between the wise and the fools, to instruct the fools. But, truly, this channel is inert and unreal, only consciousness is real. If the reaper does not use the sickle, can the sickle harvest? And the knife has no power to kill. O reason, you are not a doer and not a sentient - so do not suffer from nonsense. Consciousness is not like you, so do not grieve about it! It acquires nothing by doing or not doing. It pervades everything, and there is nothing else. What then should it do and what will it desire?
You have nothing to do with consciousness other than the way smell relates to a flower. A relationship exists only between two independent beings of a similar nature when they strive for union. You, O reason, constantly aroused? 6? Смотрите также: | |