Чтобы посадить и припарковать один пассажирский самолет требуются усилия сразу 4 авиадиспетчеров! Это выяснила патрульная РР Ксения Золотарёва после того, как побывала на вышке радиообмена донского аэропорта. Попасть туда и посмотреть, кто и как обеспечивает безопасность полетов над Ростовом, – большая редкость. Нашего корреспондента по случаю Международного дня авиадиспетчеров пустили в святая святых аэропорта.
Небо над Россией круглосуточно регулирует Госкорпорация по Организации Воздушного движения. Над Ростовом пассажирские самолеты сопровождает служба движения аэропорта Ростов-на-Дону. Работают в три смены. Каждая начинается с брифинга. На нем диспетчеры получают расписание рейсов и сводку о погоде. В течение дня метеосводки, как правило, корректируются в том числе благодаря экипажам. Диспетчер первого класса Владислав Руднев пояснил, что сведения о той же турбулентности можно получить только с самолета.
(слушайте в подкасте)
Остальная информация в избытке выводится на экраны довольно громоздких терминалов, за которыми сидят диспетчеры. На локаторе отображены все воздушные суда над Ростовом и его окрестностями. От уже приземлившихся до тех, которые на высоте 12 километров. Но непосредственный радиообмен диспетчеры аэропорта ведут только с самолетами, которые заходят на посадку или взлетают из Ростова. Их юрисдикция это воздушный цилиндр диаметром 200 километров и высотой пять с половиной.
(слушайте в подкасте)
Первым на связь выходит диспетчер подхода, к этому моменту самолет находится на высоте 5400 метров. Как только борт снижается до полутора тысяч, его начинает вести диспетчер круга. Чтобы не бликовали экраны, специалисты работают в темном помещении.
Далее при благоприятной погоде судно передают диспетчеру посадки. А тот в свою очередь диспетчеру руления, который определит рулежную дорожку и место стоянки. Эти сотрудники находятся на вышке с панорамным видом на аэродром, полосу и перрон. При плохой погоде именно диспетчер круга выделит самолету зону ожидания. Если командир экипажа примет решение ждать благоприятных условий. Решение о взлете, посадке или уходе на запасной аэродром принимает именно он, - пояснил руководитель полетов Андрей Оноколов.
(слушайте в подкасте)
За терминалом без перерыва каждый диспетчер проводит не более двух часов. Дольше нельзя – падает концентрация внимания и можно допустить роковую ошибку. В часы пик подменного диспетчера можно вызывать чаще. В Ростове самое напряженное время - до полудня и после 6 вечера. Ежечасно приходится сопровождать до 4 самолетов. Радио обмен приходится вести на русском и английском. При чем не только в рамках регламентированных фраз. - рассказал заместитель начальника службы движения аэропорта Ростов на Дону Олег Афанасьев
(слушайте в подкасте)
Помимо терминалов с локаторами у диспетчеров на старте и посадке есть дополнительное оборудование – бинокль. Аналоговый оптический прибор нужен для наблюдения за состоянием взлетной полосы, птицами, которые могут стать большой проблемой. А так же за самолетами, на случай если пилот, например, не убрал или не выпустил шасси. Я же добавлю, что на подготовку первоклассного диспетчера гражданской авиации уходит не менее шести лет. Все начинают с руления и только после многочисленных стажировок получают право регулировать движение именно в воздухе. It takes 4 air traffic controllers to land and park one passenger plane! This was found out by the patrolling RR Ksenia Zolotareva after she visited the radio exchange tower of the Don airport. It is very rare to get there and see who and how ensures the safety of flights over Rostov. Our correspondent was allowed into the holy of holies of the airport on the occasion of the International Day of Air Traffic Controllers.
The sky over Russia is regulated around the clock by the State Air Traffic Organization. Above Rostov, passenger planes are accompanied by the traffic service of the Rostov-on-Don airport. They work in three shifts. Each begins with a briefing. Dispatchers receive flight schedules and weather reports on it. During the day, weather reports, as a rule, are corrected, including thanks to the crews. First class dispatcher Vladislav Rudnev explained that information about the same turbulence can only be obtained from an aircraft.
(listen on the podcast)
The rest of the information is displayed in abundance on the screens of rather bulky terminals, behind which the dispatchers sit. The radar shows all aircraft over Rostov and its environs. From those that have already landed to those at an altitude of 12 kilometers. But dispatchers of the airport conduct direct radio exchange only with airplanes that come in or take off from Rostov. Their jurisdiction is an air cylinder with a diameter of 200 kilometers and a height of five and a half.
(listen on the podcast)
The approach controller is the first to contact; by this moment the plane is at an altitude of 5400 meters. As soon as the board drops to one and a half thousand, the circle dispatcher begins to lead it. To prevent glare from screens, specialists work in a dark room.
Further, in favorable weather, the ship is handed over to the landing dispatcher. And he, in turn, to the taxi dispatcher, who will determine the taxiway and the parking place. These staff are on a tower with panoramic views of the airfield, runway and apron. In bad weather, it is the lap controller who will allocate a waiting area to the aircraft. If the crew commander decides to wait for favorable conditions. The decision to take off, land or leave to an alternate airfield is made by him, - explained the head of flights Andrey Onokolov.
(listen on the podcast)
Each dispatcher spends no more than two hours at the terminal without interruption. It is impossible for longer - concentration of attention falls and a fatal mistake can be made. During rush hours, the replacement dispatcher can be called more frequently. The busiest times in Rostov are before noon and after 6 pm. Up to 4 planes have to be escorted every hour. Radio exchange has to be conducted in Russian and English. And not only within the framework of regulated phrases. - said Oleg Afanasyev, deputy head of the traffic service at Rostov-on-Don airport
(listen on the podcast)
In addition to terminals with locators, dispatchers at the start and landing have additional equipment - binoculars. An analog optical device is needed to monitor the state of the runway, birds, which can become a big problem. And also behind the planes, in case the pilot, for example, did not remove or release the landing gear. I will add that it takes at least six years to train a first-class civil aviation dispatcher. Everyone starts with taxiing and only after numerous internships they get the right to regulate movement in the air. Смотрите также: | |