Вальс-фантазия был написан Глинкой в 1839 году для фортепиано. В 1845 г. Композитор оркестровал его, а в 1856 г. Создал новую оркестровую редакцию. Обратившись к простому бытовому танцу, Глинка наполнил его глубоким психологическим содержанием, значительно развил, симфонизировал. Скромный танец вырос в волнующую лирическую поэму.
Основная тема вальса проникнута задумчиво-печальным настроением. Наличие в теме 4-й повышенной ступени, остающейся без разрешения, придает мелодии щемящий оттенок. Основная тема возвращается много раз. С ней чередуются вальсовые напевы, передающие другие психологические состояния, другие оттенки чувства. Это то элегически-грустные, то драматически-взволнованные, то пленительно изящные. Их чередование с главной темой создает форму рондо.
«Вальс-фантазия» Глинки явился тем зерном, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка, посвященная раскрытию внутреннего мира, душевных переживаний человека.
В «Вальсе-фантазии», как и в балетных сценах своих опер, Глинка показал высокий образец подлинной симфонизации танца.
Waltz Fantasy was written by Glinka in 1839 for piano. In 1845, the composer orchestrated him, and in 1856 he created a new orchestral edition. Turning to a simple household dance, Glinka filled it with deep psychological content, significantly developed, Simphonized. Modest dance rose into an exciting lyrical poem.
The main topic of the Waltz is imbued with a thoughtful-sad mood. The presence in the subject of the 4th elevated stage remaining without permission, gives the melody to the slight shade. The main topic is returned many times. With it alternate waltzelneys, transmitting other psychological states, other shades of feeling. This is Egyptian-sad, then dramatic-excited, then captivatingly elegant. Their alternation with the main theme creates the form of Rondo.
Waltz Fantasy Glinka was the grain from which Russian lyrical and psychological symphonic music rose, dedicated to the disclosure of the inner world, spiritual experiences of a person.
In the "Walla Fantasy", as in the ballet scenes of his opera, the glint showed a high sample of genuine dance symphony.