Фейербах исходит из факта религиозного самоотчуждения, из удвоения мира на религиозный, воображаемый мир и действительный мир. И он занят тем, что сводит религиозный мир к его земной основе. Он не замечает, что после выполнения этой работы главное-то остается еще не сделанным. А именно, то обстоятельство, что земная основа отделяет себя от самой себя и переносит себя в облака как некое самостоятельное царство, может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивостью этой земной основы. Следовательно, последняя, во-первых, сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия. Следовательно, после того как, например, в земной семье найдена разгадка тайны святого семейства, земная семья должна сама быть подвергнута теоретической критике и практически революционно преобразована.
Недовольный абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию; но он рассматривает чувственность не как практическую, человечески-чувственную деятельность.
Фейербах сводит религиозную сущность к человеческой сущности. Но сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.
Фейербах, который не занимается критикой этой действительной сущности, оказывается поэтому вынужденным:
1) абстрагироваться от хода истории, рассматривать религиозное чувство [Оетйт] обособленно и предположить абстрактного — изолированного — человеческого индивида;
2) поэтому у него человеческая сущность может рассматриваться только как “род”, как внутренняя, немая всеобщность, связующая множество индивидов только природными узами. Feyerbach comes from the fact of religious self-density, from the doubling of the world to the religious, imaginary world and the actual world. And he is busy with the fact that he reduces the religious world to its terrestrial basis. He does not notice that after the fulfillment of this work, the main thing remains not yet made. Namely, the fact that the earthly base separates itself from itself and transfers himself into the clouds as a certain independent kingdom, can only be explained by self-discordation and the self-contractedness of this earthly basis. Consequently, the last one, firstly, it must be understood in its contradiction, and then almost revolutionized by eliminating this contradiction. Consequently, after, for example, in the earthly family, a mystery of the mystery of the Holy Family was found, the earthly family should be subjected to theoretical criticism and is practically revolutionary.
Dissatisfied with abstract thinking, Feuerbach appeals to sensual contemplation; But he considers sensuality not as practical, human-sensual activity.
Feuerbach reduces a religious essence to human essence. But the essence of man is not an abstraction inherent in a separate individual. In its reality, it is a totality of all public relations.
Feyerbach, which does not criticize this actual essence, is therefore forced:
1) abstract from the stroke of history, consider the religious feeling of [Otteit] separate and assume the abstract - isolated - human individual;
2) Therefore, he can only be considered "genus", as inner, mute universality, binding many individuals only with natural bonds. Смотрите также: | |