Ом (санскр. ॐ) или Аум[1][2] — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук[2], изначальная мантра[3], «слово силы».[1] Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.[2][4] Используется в практиках йоги и техниках медитации.[5]
Ом (санскр. ॐ) или Аум[1][2] — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук[2], изначальная мантра[3], «слово силы».[1] Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.[2][4] Используется в практиках йоги и техниках медитации.[5]
В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.[2][6]
Индуизм[править | править вики-текст] Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме.[1] Его произносят в начале священных текстов, мантр и медитации в индуистской традиции.[7] Он символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа.[8] Звук «Ом» обсуждается в ряде Упанишад, являющихся текстами содержащими философские рассуждения, и проясняется в Мандукья-упанишада[9]
В Пуранах звук «Ом» также определяется, как священный.[10]
Помимо олицетворения индуистской божественной триады, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой Брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма.[1]
Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — небеса, воздушное пространство и землю[11] Они также символизируют три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.[12][13]
В упанишадах[править | править вики-текст] В Чхандогья-упанишаде — в слоге Ом, удгитхе, сливаются образующие пару речь и дыхание, которые соотносятся с Ригведой и Самаведой. Также это слог означает согласие. Проникнув в него, «боги стали бессмертными и бесстрашными».
В Мандукья-упанишаде — «прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Ом (Аум)», который также является Атманом, звук «а» — состояние бодрствования, вайшванара, звук «у» — состояние сна, тайджаса, звук «м» — состояние глубокого сна, праджня.
В Майтри-упанишаде и Прашна-упанишаде говорится, что слог Аум — и высший, и низший Брахман.
В вайшнавской Васудева-упанишаде содержится утверждение: «пранава только кажется разделенной на части (А, У и М), оставаясь всегда единой. Владыка Аум/Ом вознесёт вас наверх, в свою Обитель». В Тарасара-упанишаде группы «вайшнава» из буквы «а» явился Брахма по имени Джамбаван, из буквы «у» явился Упендра по имени Хари, из буквы «м» явился Шива, известный как Хануман.
В Туриятита-авадхута-упанишаде, которую относят к группе «санньяса»: «мудрец, пребывающий в состоянии Туриятита, достигая состояния Авадхута-санньясина и полностью поглощенный недвойственным Атманом/Брахманом, оставляет свое тело, становясь единым с Аум (Пранавой)».
В Дхьянабинду-упанишаде группы «йога» сказано, что желающие освобождения, созерцают недробимое благо, произнося звук «Ом», а в букве «а» — являются и растворяются земля, огонь, Ригведа, бху и Брахма, в букве «у» — атмосфера, ветер, Яджурведа, бхувас, Вишну-Джанардана, в букве «м» — небеса, солнце, Самаведа, свар, Махешвара. Также звук «а» соответствует жёлтому цвету и гуне раджас, звук «у» — белому и саттве, звук «м» — темному и тамасу. В Брахмавидья-упанишаде той же группы сообщается, что «а» подобно солнечному сиянию, «у» — блеску луны, «м»- вспышке молнии.
В Брихадараньяка-упанишаде — изначальное пространство, Брахман, источник знания.
Шиваизм[править | править вики-текст] В шиваизме символизирующий Шиву лингам отождествляется со звуком «Ом»[14]
Вишнуизм[править | править вики-текст] В вишнуизме три составляющие звука «Ом» обозначают самого Вишну, его жену Шри и почитателя.[15] В гаудия-вайшнавизме составляющие звука «Ом» указывают: А — на Кришну, У — на его энергию, М — на все живые существа.
В йоге[править | править вики-текст] Мантра «Ом» используется в различных йогических практиках (пранаяма, наданусадхана, двадашанта[16], дхарана[5]). Собственно практика произношения мантры условно разбивается на три временных отрезка, каждый из трех составляющих слог Аум звуков последовательно создается в определенной части тела. Звук «А» создается в области живота, затем он поднимается выше, переходя в звук «У» в области груди, и далее, в области головы произносится звук «М», который постепенно растворяется в области макушки.[16] Значение мантры «Ом» описывается в классических текстах по йоге (например, Вивека-мартанда[12], Горакша-йога[13]).
Джайнизм[править | править вики-текст] В джайнизме «Ом» используется во время проведения ритуалов.[8]
Буддизм[править | править вики-текст] Буддизм, наследуя традиции индуизма, заимствовал звук «ом» в качестве мистической мантры, является священным,[1] используя его в ритуалах.[8] Большое употребление мантра «Ом» получила в ваджраяне, где при з?6? Ом (санскр. ॐ) или Аум[1][2] — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук[2], изначальная мантра[3], «слово силы».[1] Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.[2][4] Используется в практиках йоги и техниках медитации.[5]
Ом (санскр. ॐ) или Аум[1][2] — в индуистской и ведийской традиции — сакральный звук[2], изначальная мантра[3], «слово силы».[1] Часто интерпретируется как символ божественной триады Брахмы, Вишну и Шивы.[2][4] Используется в практиках йоги и техниках медитации.[5]
В соответствии с ведийским наследием, считается, что звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком.[2][6]
Индуизм[править | править вики-текст] Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме.[1] Его произносят в начале священных текстов, мантр и медитации в индуистской традиции.[7] Он символизирует три священных текста Вед: Ригведа, Яджурведа, Самаведа.[8] Звук «Ом» обсуждается в ряде Упанишад, являющихся текстами содержащими философские рассуждения, и проясняется в Мандукья-упанишада[9]
В Пуранах звук «Ом» также определяется, как священный.[10]
Помимо олицетворения индуистской божественной триады, он, сам по себе, является наивысшей мантрой, символизируя собой Брахман (высшую реальность) и Вселенную как таковую. Три его составляющих (А, У, М) традиционно символизируют Создание, Поддержание и Разрушение — категории космогонии Вед и индуизма.[1]
Считается также, что три звука символизируют три уровня существования — небеса, воздушное пространство и землю[11] Они также символизируют три времени суток и три способности человека: желание, знание и действие.[12][13]
В упанишадах[править | править вики-текст] В Чхандогья-упанишаде — в слоге Ом, удгитхе, сливаются образующие пару речь и дыхание, которые соотносятся с Ригведой и Самаведой. Также это слог означает согласие. Проникнув в него, «боги стали бессмертными и бесстрашными».
В Мандукья-упанишаде — «прошедшее, настоящее, будущее — все это и есть звук Ом (Аум)», который также является Атманом, звук «а» — состояние бодрствования, вайшванара, звук «у» — состояние сна, тайджаса, звук «м» — состояние глубокого сна, праджня.
В Майтри-упанишаде и Прашна-упанишаде говорится, что слог Аум — и высший, и низший Брахман.
В вайшнавской Васудева-упанишаде содержится утверждение: «пранава только кажется разделенной на части (А, У и М), оставаясь всегда единой. Владыка Аум/Ом вознесёт вас наверх, в свою Обитель». В Тарасара-упанишаде группы «вайшнава» из буквы «а» явился Брахма по имени Джамбаван, из буквы «у» явился Упендра по имени Хари, из буквы «м» явился Шива, известный как Хануман.
В Туриятита-авадхута-упанишаде, которую относят к группе «санньяса»: «мудрец, пребывающий в состоянии Туриятита, достигая состояния Авадхута-санньясина и полностью поглощенный недвойственным Атманом/Брахманом, оставляет свое тело, становясь единым с Аум (Пранавой)».
В Дхьянабинду-упанишаде группы «йога» сказано, что желающие освобождения, созерцают недробимое благо, произнося звук «Ом», а в букве «а» — являются и растворяются земля, огонь, Ригведа, бху и Брахма, в букве «у» — атмосфера, ветер, Яджурведа, бхувас, Вишну-Джанардана, в букве «м» — небеса, солнце, Самаведа, свар, Махешвара. Также звук «а» соответствует жёлтому цвету и гуне раджас, звук «у» — белому и саттве, звук «м» — темному и тамасу. В Брахмавидья-упанишаде той же группы сообщается, что «а» подобно солнечному сиянию, «у» — блеску луны, «м»- вспышке молнии.
В Брихадараньяка-упанишаде — изначальное пространство, Брахман, источник знания.
Шиваизм[править | править вики-текст] В шиваизме символизирующий Шиву лингам отождествляется со звуком «Ом»[14]
Вишнуизм[править | править вики-текст] В вишнуизме три составляющие звука «Ом» обозначают самого Вишну, его жену Шри и почитателя.[15] В гаудия-вайшнавизме составляющие звука «Ом» указывают: А — на Кришну, У — на его энергию, М — на все живые существа.
В йоге[править | править вики-текст] Мантра «Ом» используется в различных йогических практиках (пранаяма, наданусадхана, двадашанта[16], дхарана[5]). Собственно практика произношения мантры условно разбивается на три временных отрезка, каждый из трех составляющих слог Аум звуков последовательно создается в определенной части тела. Звук «А» создается в области живота, затем он поднимается выше, переходя в звук «У» в области груди, и далее, в области головы произносится звук «М», который постепенно растворяется в области макушки.[16] Значение мантры «Ом» описывается в классических текстах по йоге (например, Вивека-мартанда[12], Горакша-йога[13]).
Джайнизм[править | править вики-текст] В джайнизме «Ом» используется во время проведения ритуалов.[8]
Буддизм[править | править вики-текст] Буддизм, наследуя традиции индуизма, заимствовал звук «ом» в качестве мистической мантры, является священным,[1] используя его в ритуалах.[8] Большое употребление мантра «Ом» получила в ваджраяне, где при з?6? Смотрите также: | |