ПЕНИЕ ТАМПЛИЕРОВ (Ensemble Organum) Марсель Перес
Один из самых цельных и мощных альбомов Ensemble Organum - знаменитого французского хора, в сотрудничестве с ведущими музыковедами-медиевистами занимающегося реконструкцией старинной музыки.
Поистине рыцарский альбом - величественный, но не подавляющий, воинский, но молитвенный.
Запись сделана в декабре 2005 г. в аббатстве де Фонтевро - королевской усыпальнице рода Плантагенетов.
....
Запись начинается с антифона Crucem tuam. Его текст напоминает об основах христианской веры, средоточие которой - воскресение Христа: претерпев крестную муку, Он победил силы ада и смерти. Это тип широкоупотребительного антифона, который иногда могли петь и вне богослужения, чтобы разжечь в сердцах пламя живой веры. Затем следуют три песнопения из праздничной службы Преображения. Респонзории Benedicat nos and honor и Virtus et potestas взяты из ночного оффиция, тогда как антифон Magnificat - из вечерни. В Ордене Храма праздник Преображения был особо почитаем, чем и объясняется столь торжественное исполнение Magnificat, в котором часть антифона повторяется каждые три или четыре стиха.
Затем наступает черёд знаменитого антифона Media vita, который в определённое время года поётся на вечерне в качестве введения и заключения к евангельскому гимну Nunc dimittis. Этот антифон тоже иногда пели вне литургического контекста. Ему приписывалась магическая сила, что часто вынуждало духовные власти контролировать и ограничивать его употребление. После этого мы представляем песнопение Kyrie, литургическая роль которого в начале мессы заключается в восхвалении величия Божия - единственной силы, способной исправить слабость и несовершенство человеческой души. Раз в году Kyrie поётся вне мессы - с него начинается вечерня первого дня пасхи. Именно это Kyrie мы выбрали для записи. Но гимн Kyrie мог также использоваться, чтобы укрепить дух воинов, когда войска развертывались в боевом порядке. Здесь монодия чередуется с трёхчастной полифонией - следование приемам парижского дисканта (здесь: вид средневекового двухголосия) в том виде, в котором он дошёл до нас в единственной сохранившейся работе мастера Альберта Парижского (регента собора Сент-Этьен) из старинной рукописи Calixtinus: Congaudeant catholici.
Затем следуют два антифона, определяющие духовный контекст деятельности Ордена. Зачастую тамплиеров воспринимают только в качестве воинов. При этом забывается фундаментальная предпосылка их мировоззрения: молитвенники, взявшиеся за оружие только ради того, чтобы защитить мир и таким образом позволить человечеству познать величие Божьего Слова. В этом заключается смысл антифона Da pacem Domine in diebus nostris. Эта же мысль подчёркивается декламацией стихов из псалма 122-го (здесь: западная нумерация; псалом 121-й в синодальном переводе), который вызывает в воображении картину мирного Иерусалима, явившегося людям. Наконец, точно так же, как каждую ночь перед отдыхом тамплиеры обращались с последней молитвой к Деве Марии, этот краткий обзор литургической жизни Ордена Храма завершается возвышенным гимном Salve Regina. Этот антифон, столь широко распространенный во всём западном христианском мире, представлен здесь в необычной форме, с тремя стихами, которые выражают тайну Боговоплощения. SINGING OF TAMPLERS (Ensemble Organum) Marcel Perez
One of the most complete and powerful albums of Ensemble Organum - the famous French choir, in collaboration with leading medieval musicologists engaged in the reconstruction of early music.
A truly knightly album - majestic, but not overwhelming, warlike, but prayerful.
The recording was made in December 2005 at the Abbey de Fontevraud - the royal tomb of the Plantagenet family.
....
The recording begins with the antiphon Crucem tuam. His text recalls the foundations of the Christian faith, the focus of which is the resurrection of Christ: enduring the torment of the cross, He conquered the forces of hell and death. This is a type of widely used antiphon that could sometimes be sung outside of worship to kindle the flame of living faith in the hearts. This is followed by three chants from the festive service of the Transfiguration. The responsories Benedicat nos and honor and Virtus et potestas are taken from the night office, while the antiphon Magnificat is from Vespers. In the Order of the Temple, the feast of the Transfiguration was especially revered, which explains such a solemn performance of the Magnificat, in which a part of the antiphon is repeated every three or four verses.
Then comes the famous antiphon Media vita, which at certain times of the year is sung at Vespers as an introduction and conclusion to the Gospel hymn Nunc dimittis. This antiphon was also sometimes sung outside the liturgical context. It was credited with magical powers, which often forced spiritual authorities to control and limit its use. After that, we present the hymn of Kyrie, whose liturgical role at the beginning of the Mass is to praise the greatness of God - the only power that can correct the weakness and imperfection of the human soul. Once a year, Kyrie is sung outside of Mass, and begins Vespers on the first day of Easter. This is the Kyrie we chose to record. But the Kyrie hymn could also be used to bolster the spirit of the warriors when troops deployed in battle formation. Here monody alternates with three-part polyphony - following the techniques of the Parisian treble (here: a kind of medieval two-part) in the form in which it has come down to us in the only surviving work of the master Albert of Paris (Regent of Saint-Etienne Cathedral) from the old manuscript Calixtinus: Congaudeant catholici.
Then two antiphons follow, defining the spiritual context of the Order's activities. Often the Templars are perceived only as warriors. At the same time, the fundamental premise of their worldview is forgotten: prayer books who took up arms only in order to protect the world and thus allow humanity to know the greatness of God's Word. This is the meaning of the antiphon Da pacem Domine in diebus nostris. The same idea is emphasized by the recitation of verses from Psalm 122 (here: Western numbering; Psalm 121 in the synodal translation), which conjures up a picture of a peaceful Jerusalem that appeared to people. Finally, just as the Templars made a final prayer to the Virgin Mary every night before rest, this brief survey of the liturgical life of the Order of the Temple concludes with the sublime hymn of Salve Regina. This antiphon, so widespread throughout Western Christendom, is presented here in an unusual form, with three verses that express the mystery of the Incarnation. Смотрите также: | |