Если человек трудится не во имя исполнения долга, т.е. если он трудится просто так, точнее не просто, а для того, чтобы заработать славу, деньги, почет — то его следует считать живым мертвецом, потому что то, что он зарабатывает, бренно. Поэтому человек должен трудиться во имя исполнения долга.
Но для чего исполнять долг? Вот если он исполняет долг не для того, чтобы стать свободным, тогда его все равно следует считать живым мертвецом. Трудиться стоит только ради исполнения долга. Исполнять долг стоит только для того, чтобы обрести свободу. А обрести свободу стоит только для того, чтобы стать рабом Всевышнего, иначе свобода не нужна.
— Махарадж, а обрести свободу, это же не освободится от исполнения долга?
— Это значит, освободится от исполнения долга.
— В Бхагаватам говорится, что результатом долга не может быть свобода от долга или связать себя сразу же новым долгом уже к Всевышнему?
— Нет, там говорится «целью действия не может быть бездействие». Если ты действуешь для того, чтобы ничего не делать, так ничего и не делай. Зачем для этого действовать?
— А свобода?
— Свобода от долга. Если ты выполняешь долг для того, чтобы еще больше задолжать, то это бессмысленно. Нужно исполнять долг для того, чтобы никому не быть должным. Если ты не можешь просто сказать: «Я никому ничего не должен. Я должен действовать», то продолжай действовать, но для того, чтобы действовать не во имя долга. Если ты чувствуешь потребность в действии, то действуй не для того, чтобы обременить себя долгом, а для того, чтобы действовать, но не ради долга, а просто играть.
If a person is not working in the name of duty, that is, if it works just like that, not exactly easy, but in order to earn fame, money, honor - that it should be regarded as living dead, because what he earns, is perishable. Therefore one has to work in the name of duty.
But why carry debt? Now, if he performs the duty not to be free, then it should still be regarded as living dead. Labor costs only for the sake of duty. Perform duty is only to gain freedom. But their freedom is only to be the slave of the Most High, or do not need freedom.
- Maharaj, and their freedom is not free from the performance of duty?
- This means free from duty.
- The Bhagavatam says that the result of the debt can not be freedom from debt or be bound immediately to new duty by the Almighty?
- No, it says "the purpose of the action can not be inaction." If you act in order to do nothing, so do not do it. Why this action?
- And freedom?
- Freedom from debt. If you perform the duty to owe even more, then it is meaningless. It is necessary to fulfill the duty to ensure that no one should be. If you can not just say: "I owed nothing to anybody. I have to act, "that continues to operate, but in order to act not in the name of duty. If you feel the need for action, the action is not to burden themselves duty, and to act, but not for the sake of duty, and just play.