В повести «Записки из подполья» (1864) Ф.М. Достоевский ставит вопрос о взаимоотношениях отдельной личности и окружающего мира. Очень ярко и выразительно писатель показывает исповедь человека с трагически разорванным сознанием, оттенки и движения его души. Герой повести “Записки из подполья” - подпольный человек - собирательный образ, некий тип маленького человека. Подпольный человек замкнут, озлоблен, он не может реализовать себя, не видит живой жизни, а ощущает лишь ее фальшь, глупость, растление. Он не хочет, как все окружающие, подчиниться законам необходимости, принять общепризнанные правила; по его мнению, человек должен свободно отдаваться своим желаниям и капризам, а не подчинять себя выгоде или математическому расчету. Ярко и выразительно описывая состояние героя, оттенки и движения его мысли, доводя до крайности сумбурность идей подпольного человека, Достоевский раскрывает глубокие противоречия в его душе.
In the novel “Notes from the Underground” (1864) F.M. Dostoevsky raises the question of the relationship of the individual and the world. The writer shows very clearly and expressively the confession of a person with a tragically torn consciousness, the shades and movements of his soul. The hero of the story "Notes from the Underground" - an underground man - a collective image, a certain type of little man. The underground man is closed, embittered, he cannot realize himself, he does not see a living life, and he only feels its falsity, stupidity, and corruption. He does not want, like everyone else, to obey the laws of necessity, to accept universally recognized rules; in his opinion, a person should freely surrender to his desires and whims, and not subordinate himself to profit or mathematical calculation. Vividly and expressively describing the state of the hero, the shades and movements of his thoughts, taking to the extreme the confusion of the ideas of the underground man, Dostoevsky reveals deep contradictions in his soul.