Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 45-53
45 И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ. 46 И, отпустив их, пошел на гору помолиться. 47 Вечером лодка была посреди моря, а Он один на земле. 48 И увидел их бедствующих в плавании, потому что ветер им был противный; около же четвертой стражи ночи подошел к ним, идя по морю, и хотел миновать их. 49 Они, увидев Его идущего по морю, подумали, что это призрак, и вскричали. 50 Ибо все видели Его и испугались. И тотчас заговорил с ними и сказал им: ободритесь; это Я, не бойтесь. 51 И вошел к ним в лодку, и ветер утих. И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, 52 ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено. 53 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую и пристали к берегу.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сразу после чудесного насыщения хлебами Иисус понуждает уставших учеников отправиться одним на лодке в Вифсаиду, где они могли бы передохнуть после многих трудов. Дав последнее наставление народу, Иисус отпускает людей и Сам уходит на гору, чтобы помолиться. Он не менее устал, нежели чем Его ученики – но Его усталость иного плана. Это не физическое и эмоциональное истощение от избытка событий, как у апостолов. Это усталость от растущей вражды ортодоксальных иудеев, от болезненного желания толпы взять Его и силой сделать своим Царём – вождём национального восстания, от непонимания и неверия со стороны ближайших учеников. Как и всякий человек, Спаситель имел Свои пределы человеческих сил: как и когда взаимодействовали в Нём Божественная безграничная сила – и человеческая ограниченность – мы никогда не узнаем, это тайна Божия, от нас сокрытая. Вместо того, чтобы прилечь и отдохнуть – Иисус идёт на вершину горы помолиться Своему Небесному Отцу. Ему нужна помощь и поддержка – Ему требуется остаться один на один с Богом – и укрепиться. Мы ничего не знаем, о чём молился несколько часов Иисус – очевидно только одно: ответ был получен. И это был ответ такой силы, что далее Спаситель вместо того, чтобы поспать, около трех часов ночи отправляется по водам выручать Своих учеников, попавших в шторм. В общении со Своим Отцом Спаситель восстанавливает Свои душевные и физические силы – и теперь Он может проделать немалый путь, чтобы поддержать отчаивающихся посреди шторма апостолов.
Мы часто относимся к молитве как нашей главной обязанности – и совершенно забываем о молитве как возможности. Молитва-обязанность неизбежно превращает разговор с Богом в формальность: неудивительно, почему даже само слово «молитва» порой заменяется словом «вычитывание». «Правило должно быть вычитано!» А то, что во всём этом правиле ничего не коснулось ни ума, ни сердца – главное, что вычитали. Долг отдали. Нужна ли только Богу такая молитва?
Какими бы ни были глубокими и проникновенными словы молитв, написанных святыми отцами – пока они не будут прожиты, прочувствованы, продуманы – они так и останутся чужими словами, красивыми – и бесконечно далёкими от нашей жизни. Они прекрасны – но только как ориентиры, своего рода «классика жанра», которая помогает развить вкус и понять, какой может быть настоящая молитва. Хорош студент, который выучив начальный курс иностранного языка, так и остаётся исключительно в пределах его словаря!
Христианство не знает «магии слова»: заговоров, приворотов и отворотов. Поэтому и сами по себе молитвы, без включённости в них живого верующего человека, не имеют никакой силы и действия. Положить в дальний угол автомобиля бумажку с напечатанной на ней молитвой «Живый в помощи» – значит, низвести этот проникновенный псалом в статус магического оберега. Вместо того, что сделать слова этой молитвы «трамплином» по направлению к Богу – этот текст превращается в заслонку, преграду, магически отгораживающий нас от Божьего мира. А бывает и того хуже – молитва превращается в заклинание – эдакую «ловушку» для Господа Бога: раз молитва лежит в машине, значит, ничего худого с ней уже произойти не может, всё, попалась птичка в клетку! А если что-то случится – тогда есть все основания вообще усомниться в существовании и дееспособности Высших сил!
Насколько иначе переживается молитва, когда в ней мы видим не навязанную нам извне обязанность, скучную и непонятную, а открытую возможность, предоставляемую Самим Господом Богом. Не хочешь молиться – не молись; только не надо пытаться «отговориться» от Бога заученными фразами. Ему эти шаблонные «вымученности» не нужны, да и не интересны. Он ждёт общения и открытости, Он хочет понять нас, чего мы на самом деле хотим, о чем болит наше сердце, где мы остро ощущаем свою немощь и непотребство – ведь Он не будет нам ничего навязывать – Он ждёт, пока мы сами не подрастём в своём умении взаимодействовать с Ним. Но такой разговор – никогда просто не даётся. Здесь требуется душевный труд, вдумчивость и сосредоточенность. Чтобы нас услышал Бог, мы должна сначала услышать сами себя. Ра Christianity does not know the "magic of the word": conspiracies, love spells and lapels. Therefore, prayers themselves, without the inclusion of a living believer in them, have no power and action. Putting a piece of paper with the prayer “Living in help” printed on it in the far corner of the car means lowering this soulful psalm to the status of a magic talisman. Instead of making the words of this prayer a “springboard” in the direction of God, this text turns into a shutter, a barrier that magically blocks us from God's world. And it happens even worse - a prayer turns into a spell - a kind of “trap” for the Lord God: since the prayer is in the car, then nothing bad can happen to it already, that's all, the bird fell into the cage! And if something happens, then there is every reason to doubt the existence and capacity of the Higher Powers!
How differently is prayer experienced when in it we see an obligation that is not imposed on us from the outside, boring and incomprehensible, but an open opportunity provided by the Lord God Himself. Do not want to pray - do not pray; just do not try to "dissuade" from God with memorized phrases. He does not need these template “extortions”, and they are not interesting. He is waiting for communication and openness, He wants to understand us, what we really want, what our heart hurts, where we acutely feel our weakness and indecency - because He will not impose anything on us - He waits until we grow up in his ability to interact with Him. But such a conversation is never simply given. It requires mental work, thoughtfulness and concentration. For God to hear us, we must first hear ourselves. Ra Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |