Евангелие от Луки. Глава 5, стихи 16-22.
16 И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. 17 Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедовать лето Господне благоприятное. 20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. 22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Комментирует иеромонах Феоктист Игумнов.
Синагогальное богослужение в эпоху земной жизни Христа Спасителя состояло из трёх частей. Первая часть содержала в себе молитвы, вторая — чтение Священного Писания, которое читали семь человек из прихожан, а третья часть состояла из поучения и дискуссии на тему того, что было прочитано. Ещё до того, как Христос Господь начал комментировать Им Самим прочитанный отрывок из книги пророка Исайи, все те, кто собрался в субботний день в синагоге, с удивлением смотрели на Него. Хотя, как кажется, ничего удивительного пока что не произошло. Были лишь прочитаны слова, которые хорошо известны любому благочестивому иудею. Так что же вызвало удивление собравшихся? Можно предположить, что удивительным был сам факт чтения. Дело в том, что к моменту возвращения из плена иудеи утратили, забыли свой родной язык. То есть они не могли ни читать, ни писать, ни понимать иврит. Тогда как свитки с текстами Закона, Пророков и Писаний были исключительно на древнееврейском языке. Параллельно с чтением переводчик переводил для собравшихся прочитанное на общедоступный арамейский язык. Для чтения и понимания еврейского текста необходимо было специальное образование, недоступное для сына плотника, для Того, Кем жители Назарета считали Христа. Вместе с этим, знание иврита, конечно же, не было неким сверхъестественным знанием. Христос использовал все доступные Ему возможности для овладения этим языком. Но как мы знаем из последующих событий, удивление от чтения и радость от прочитанных слов вскоре сменились недоумением и неприязнью. И дело не только в словах обличения, произнесённых Спасителем. Дело в элементарной, привычной и такой пошлой человеческой зависти. Той самой зависти, которая началась в провинциальной назаретской синагоге и привела на Голгофу, ведь как мы знаем из Евангелия от Матфея, именно зависть видел причиной суда на Христом прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Точно такая же зависть зачастую живёт в нас и ждёт своего часа, чтобы излиться во вне. Она проявляется при каждом удобном случае, при малейшем намёке на успех того, кого мы знаем и кому были готовы покровительствовать до той поры, пока он не очень известен и не вполне успешен. Развитие евангельских событий очень наглядно показывает, что чувство зависти, которое возникает из-за того, что человек при одинаковых для всех условиях сумел выучить забытый простыми обывателями язык, не может прекратиться, оно растёт и ширится, оно не останавливается и у голгофского креста, оно побуждает клеветать и отрицать очевидное, отрицать Воскресение Спасителя нашего и Бога. Зависть лишает человека способности здраво мыслить и быть объективным, оно отравляет земную жизнь и способно лишить человека жизни вечной. Воскресший из мертвых Христос Господь да поможет нам всем избавиться от этого порока! Gospel from Luke. Chapter 5, verses 16-22.
16 And came to Nazareth, where he was raised, and entered, as usual, on the day Saturday in the synagogue, and got up to read. 17 He filed a book of the Prophet Isaiah; And he, opening a book, found a place where it was written: 18 Spirit of the Lord on me; For he anointed me to gleate the beggar, and sent me to heal the crushed heart, preach the prisoner, blind insight, let go of exhausted free 19 Preach the summer of the Lord is favorable. 20 and, closing the book and giving the minister, sat down; And the eyes of everyone in the synagogue were directed at him. 21 And he began to talk to them: Now it was written by this, hearing by you. 22 And everyone witnessed it to him, and the words of grace that came from his mouth was divided, and said: not Josephs are this son?
Commented on Ieromona Faoktist Igmenov.
The synagoal worship service in the era of the earthly life of Christ the Savior consisted of three parts. The first part contained prayers, the second - reading of the Holy Scriptures, which was read seven people from the parishioners, and the third part consisted of teaching and discussion on what was read. Even before Christ, the Lord began to comment on them by the read excerpt from the book of the Prophet Isaiah, all those who gathered on Saturday in the Synagogue, looked at him with surprise. Although, it seems, nothing surprising has not happened. There were only read words that are well known to any godly Judea. So what caused the surprise of the gathered? It can be assumed that the very fact of reading was awesome. The fact is that by the time of returning from captivity Jews they lost, forgot their native language. That is, they could neither read or write, nor understand Hebrew. While the scrolls with the texts of the law, the prophets and the scriptures were exclusively in Hebrew. In parallel with reading, the translator translated for the gathered read to the publicly accessible Aramaic language. To read and understand the Jewish text, it was necessary to have a special education inaccessible to the Son of the carpenter, for whom the residents of Nazareth considered Christ. At the same time, knowledge of Hebrew, of course, was not a kind of supernatural knowledge. Christ used all the opportunities available to him for mastering this language. But as we know from subsequent events, surprise from reading and joy from the reads of the words soon changed bewilderment and dislike. And it's not only in the words of the chief spent by the Savior. The case is in the elementary, habitual and such a manual human envy. That very envy, which began in the provincial Nazareth synagogue and led to Calvary, because we know from the Gospel of Matthew, it was envy that saw the cause of the court on Christ the procurator of the Jews Pontius Pilate. Exactly the same envy often lives in us and waits for its o'clock to strengthen over. It is manifested at every opportunity, with the slightest hint of the success of the one we know and who were willing to patronize until it is, while it is not very famous and not fully successful. The development of gospel events very clearly shows that the feeling of envy, which arises due to the fact that a person with the same for all conditions managed to learn the language forgotten with simple man in five, cannot stop, it grows and handed, it does not stop at the Calval Cross, it does not stop It encourages slander and deny the obvious, deny the resurrection of our Savior and God. Envy deprives a person's ability to think and be objective, it poisoned the earthly life and can deprive the human life of the eternal. Resurrected from the dead Christ, Lord, will help us to get rid of this vice! Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |