Евангелие от Луки, Глава 19, стихи 1-10.
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. 2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, 3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, 4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. 5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; 8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. 9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, 10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Комментирует священник Димитрий Барицкий
Иерихон был очень богатым городом. Древний историк Иосиф Флавий называет его «божественной землей», «самой тучной и плодородной в Палестине». Благодаря плантациям фиников и бальзамовых деревьев город стал крупным торговым центром Римской империи: его товары экспортировались во многие уголки древнего мира. Понятно, что здесь вращались огромные деньги. Налоги со всех денежных операций собирали мытари. Это были евреи, которые находились на службе у римлян. Сограждане их люто ненавидели и почитали страшными грешниками. Ведь они не только работали на захватчиков, но и свою работу зачастую исполняли грязно и подло. Закхей был не просто мытарем, он был их начальником. А потому его ненавидели вдвойне: и народа и его же коллеги, которых он обирал также как простых людей.
И вот, представьте абсурдность ситуации: из всего огромного города Господь обращается по имени не к благочестивым, не к больным и убогим, но именно к нему, к этому, как бы мы сказали, зажравшемуся субъекту! Несмотря на возмущение, недовольство и ропот ошарашенной от такого поворота событий толпы, Господь входит в его дом. Почему?
Давайте подумаем, как ведет себя человек, которого все люто ненавидят, презирают, боятся и втайне жестоко насмехаются над ним? Такой человек становится страшно подозрительным, мнительным, везде видит заговор против себя, у него развивается мания преследования. Он строит вокруг себя стены, нанимает охрану, пытается не попадаться на глаза. Закхей же делает все наоборот: идет в толпу, а потом еще и на виду у всех забирается на дерево. В лучшем случае это грозит насмешками, камнем в спину, а то и… смертью. Для такого необдуманного шага необходим какой-то очень сильный внутренний импульс. Что это могло быть? Видимо, Закхей на грани отчаяния. Ему так опротивело то, как он живет, так захотелось что-то в себе изменить, что он и решается на этот совершенно отчаянный поступок: ценой собственной жизни и здоровья хотя бы увидеть Того, Кто одним словом мог исцелить, выгнать бесов и даже воскресить. «Может и для меня Он совершит чудо?», – думал он. Видимо, тоска и боль Закхея так сильны, его жажда новой жизни так пронзительна, что Христос, окруженный сотнями, а может тысячами несчастных, обращается именно к нему.
Но это не все. Закхею не просто возненавидел того, кем он был, он всей душей готов измениться: половину имущества он собирается отдать бедным, а другую использовать на то, чтобы возместить причиненное людям зло. Лишь после этих, исполненных искренней решимости, слов Христос говорит, что теперь-то в этот дом пришло благословение.
Все мы, дорогие друзья, немного Закхеи. Зачастую все мы тяготимся не только бременем внешних обстоятельств, но в первую очередь невыносимой тяжестью своих душевных немощей и страстей. Традиция Церкви, указывая на Евангельского Закхея, говорит нам: для того, чтобы избавиться от этого ярма мало просто следовать за Христом в общем потоке, необходимо так возненавидеть свои немощи, что наш вопль первым достиг слуха Спасителя. Но не только это. Для того, чтобы благословение пришло таки в дом нашей души окончательно, необходимо на деле подтвердить, что к прежней жизни ты уже не вернешься, а то место, где недавно царствовали страсти и пороки, теперь прочно обосновались добродетели. The Gospel of Luke, Chapter 19, verses 1-10.
1 Then Jesus entered Jericho and was passing through. 2 And behold, a man named Zacchaeus, the chief of the publicans, and he was rich, 3 And he sought to see Jesus who he was; and could not for the crowd, because he was small in stature, 4 And he ran before, climbed up into a sycamore tree to see him: for he was to pass that way. 5 And when Jesus came to the place, he looked up and said to him, Zacchaeus, make haste! Come down quickly, for today I must stay at your house. 6 And he made haste and came down and received Him gladly. 7 And when they saw it, they all murmured, saying, He has gone in to the sinful man; 8 But Zacchaeus stood, and said unto the Lord; half of my goods I give to the poor, and if someone has wronged, I will restore fourfold. 9 Jesus said to him, Today salvation has come to this house, because he also is a son of Abraham, 10 For the Son of man is come to seek and to save that which was lost.
Commented Rev. Dimitry Baritsky
Jericho was a very rich city. The ancient historian Josephus calls it "divine land", "the most fat and fertile in Palestine." Through the plantations of dates and balsam trees, the city became a major trading center of the Roman Empire: its products were exported to many parts of the ancient world. It is clear that there is huge money spinning. Tax on all monetary transactions collected publicans. It was the Jews who were in the service of the Romans. Fellow citizens of their hated and revered terrible sinners. After all, they are not only working for the invaders, but their work is often played dirty and despicable. Zacchaeus was not just a tax collector, he was their boss. That is why it is doubly hated: and the people and his own colleagues, he also robbed like ordinary people.
So, imagine the absurdity of the situation: out of all the great city the Lord calls on behalf of a not pious, not the sick and the poor, but it is to him for it, as we would say, snickering subject! Despite the outrage, resentment and murmuring stunned by this turn of events the crowd, the Lord enters into his house. Why?
Let's think about the behavior of the man whom all fiercely hated, despised, feared and secretly cruelly mocked? Such a person becomes terribly suspicious, doubtful, everywhere sees a conspiracy against him, he is developing a persecution complex. It builds a wall around himself, hires guards, trying not to catch the eye. Zacchaeus is doing the opposite: going into the crowd, and then another, and in the sight of all climbs on a tree. In the best case, it faces ridicule, a stone in the back, and then ... death. For such an ill-considered step requires some very strong inner impulse. What could it be? Apparently, Zacchaeus on the verge of despair. He was so strange to the way he lives, so wanted something a change that he solved this quite a desperate act: the cost of their lives and health at least see who one word could heal, to expel demons, and even resurrect. "Maybe for me it is a miracle?" - He thought. Apparently, the longing and the pain of Zacchaeus are so strong, his thirst for new life so poignant, that Christ, surrounded by hundreds, maybe thousands of accidents, appeals to him.
But that's not all. Zacchaeus is not just hated who he was, he was ready to change the whole showers: half of the property he is going to give to the poor, and the other on the use to compensate for the evil people. Only after these, full of sincere determination, the words Christ said that now in this house come the blessing.
All of us, my dear friends, a little Zacchaeus. Often, all the hardships we are not only a burden of external circumstances, but especially unbearable weight of their spiritual infirmities and passions. The tradition of the Church, pointing to the Gospel of Zacchaeus, tells us to get rid of the yoke is not enough just to follow Christ in the stream, so you must hate their weakness that our cry has reached the first hearing of the Savior. But not only that. In order to come to the same blessing to the house of our soul finally, that in a former life it is necessary to confirm the fact you're not coming back, and the place where recently ruled passions and vices, is now firmly established virtues. Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |