В одном письме 1870 года Достоевский писал, что “вопрос, которым я мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, - существование Божие”. «Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла» - такое признание можно прочитать уже в последней записной тетради Федора Михайловича. Не в этих ли словах его - ключ к пониманию всего наследия писателя? Нет сомнения. Здесь ясное указание на путь, и на итог пути, каким он прошел в жизни.
Вне Православия Достоевский постигнут быть не может. Всякая попытка объяснить его с позиции не вполне внятных общечеловеческих ценностей малосмысленна. Конечно, некоторые истины можно извлечь из творческого наследия писателя и вне связи с его подлинной религиозной жизнью — Достоевский для того слишком многоуровневый писатель. Но без скрепляющей всё основы всякое осмысление любой проблемы останется и неполным, и шатким, и ненадёжным.
"Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет — да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть Церковь, а Церковь — увенчание здания и уже навеки. ...Кто не понимает Православия — тот никогда и ничего не поймёт в народе. Мало того: тот не может и любить русского народа, а будет любить его лишь таким, каким бы желал его видеть".
"Идеал красоты человеческой — русский народ". Эти слова Достоевского из подготовительных записей к "Дневнику писателя" за 1881 год (то есть тут итоговое, предсмертное его суждение) — средоточие всего творческого осмысления им народного бытия. Русского бытия. Достоевский отождествлял ведь понятия русский и православный. Даже записал однажды: "...что православное, то русское". И "славянский вопрос" осмыслял через Православие: "В славянском вопросе не славянство, не славизм сущность, а Православие".
Михаил Дунаев ( 1945 — 2008) - профессор Московской Духовной академии, доктор филологических наук
In one letter, 1870, Dostoevsky wrote that "the question I suffered consciously and unconsciously all his life is the existence of God." "It's not like a boy I believe in Christ and confessing him, but through a big doubt my doubt my states passed" - such recognition can be read already in the last notebook of Notebook Fyodor Mikhailovich. Is it not in these words - the key to understanding the entire heritage of the writer? No doubt. There is a clear indication of the path, and on the outcome of the path, which he passed in life.
Out of Orthodoxy Dostoevsky will not be comprehended. Any attempt to explain it from the position of not quite clearly universal values is a reasonless. Of course, some truths can be removed from the creative heritage of the writer and out of connection with his genuine religious life - Dostoevsky for that too multi-level writer. But without fastening all the foundations, any understanding of any problem will remain and incomplete, and shaky, and unreliable.
"The Russian people are all in Orthodoxy and in the idea of it. More in it and he does not have anything - and it is not necessary, because Orthodoxy everything. Orthodoxy has a church, and the church is the wint of the building and are already forever. ... who does not understand Orthodoxy. "That will never understand anything. Not only: he cannot love the Russian people, but will love him only as much as he wanted to see him."
"The ideal of the beauty of the human is the Russian people." These words of Dostoevsky from the preparatory entries to the "writer's diary" for 1881 (that is, there is a final, death judgment) - the centers of all creative understanding of people being. Russian Being. Dostoevsky identified the concept of Russian and Orthodox. Even recorded one day: "... that Orthodox, then Russian." And "Slavic Question" comprehended through Orthodoxy: "In the Slavic issue, not Slavs, not Slavism essence, but Orthodoxy."
Mikhail Dunaev (1945 - 2008) - Professor of the Moscow Spiritual Academy, Doctor of Philology Sciences