Исп. Э. Гилельс, Дм. Цыганов, С. Ширинский Зап. 1947 г.
Заключительное рондо продолжает линию прежних танцевальных финалов Алябьева (Третий квартет, скрипичная соната), но никогда еще композитор не достигал подобной яркости колорита. По сравнению с более традиционным, классическим «гайдновским» финалом скрипичной сонаты, тема финала более оригинальна и самобытна. Ритмическое изящество и яркая рельефность контура темы, окрашенной излюбленными у Алябьева интонациями мелодического минора (вспоминается мелодия «Соловья»), придают ей облик грациозной русской пляски.
Тонким юмором отмечен мажорный эпизод рондо, где композитор разрабатывает темы цыганской плясовой песни, позднее использованной Даргомыжским в дуэте «Ванька-Танька».
Изысканность фактуры в сочетании с народными плясовыми интонациями свидетельствует о том подлинно артистическом восприятии народного колорита, которое сближает Алябьева с классиками — Глинкой и Даргомыжским. Как и в лучших своих романсах, Алябьева здесь далеко отступает от чисто бытовой традиции и находит законченную художественную форму, вполне отвечающую народному характеру тем. В русской ансамблевой музыке первой половину XIX века трио Алябьева — одно из высших достижений этого жанра.
Span. E. Gileels, DM. Tsyganov, S. Shirinsky Zap. 1947
The final Rondo continues to the line of the former dance finals of Alyabyev (third quartet, a violin sonata), but never another composer reached a similar brightness of the flavor. Compared with the more traditional, classic "Gaidnovsky" final of the violin sonata, the topic of the final is more original and distinctive. Rhythmic grace and bright relief of the contour of the theme painted by the favorite in Alyabyev intonations of a melodic minor (recalled the "nightingale" melody), give it the appearance of a graceful Russian dance.
A major episode of Rondo is marked by a thin humor, where the composer develops the topics of the Gypsy dance song, later used by Dargomyzhsky in the Vanka-Tanka duet.
The sophistication of the texture in combination with folk dance intonations indicates that genuinely artistic perception of a popular flavor, which brings the Alyabyev with classics - Glinka and Dargomyzhsky. As in the best romances, Alyabyeva here far retreats from a purely household tradition and finds a complete artistic form that is quite responsible for the popular nature. In Russian ensemble music, the first half of the XIX century Trio Alyabyev is one of the highest achievements of this genre.