Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. В такой архитектуре есть что-то безнадежное. А впрочем, концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен: это -- храм, и храм искусства. Кто же виноват, что мастерство вокальное дает сбор больший, чем знамена веры? Жаль только, что теперь издалека мы будем видеть не нормальный купол, а безобразно плоскую черту. Но что до безобразия пропорций, то человек зависит не от них, а чаще от пропорций безобразья.
Прекрасно помню, как ее ломали. Была весна, и я как раз тогда ходил в одно татарское семейство, неподалеку жившее. Смотрел в окно и видел Греческую церковь. Все началось с татарских разговоров; а после в разговор вмешались звуки, сливавшиеся с речью поначалу, но вскоре -- заглушившие ее. В церковный садик въехал экскаватор с подвешенной к стреле чугунной гирей. И стены стали тихо поддаваться. Смешно не поддаваться, если ты стена, а пред тобою -- разрушитель.
К тому же экскаватор мог считать ее предметом неодушевленным и, до известной степени, подобным себе. А в неодушевленном мире не принято давать друг другу сдачи. Потом -- туда согнали самосвалы, бульдозеры... И как-то в поздний час сидел я на развалинах абсиды. В провалах алтаря зияла ночь. И я -- сквозь эти дыры в алтаре -- смотрел на убегавшие трамваи, на вереницу тусклых фонарей. И то, чего вообще не встретишь в церкви, теперь я видел через призму церкви.
Когда-нибудь, когда не станет нас, точнее -- после нас, на нашем месте возникнет тоже что-нибудь такое, чему любой, кто знал нас, ужаснется. Но знавших нас не будет слишком много. Вот так, по старой памяти, собаки на прежнем месте задирают лапу. Ограда снесена давным-давно, но им, должно быть, грезится ограда. Их грезы перечеркивают явь. А может быть, земля хранит тот запах: асфальту не осилить запах псины. И что им этот безобразный дом! Для них тут садик, говорят вам -- садик. А то, что очевидно для людей, собакам совершенно безразлично. Вот это и зовут: "собачья верность". И если довелось мне говорить всерьез об эстафете поколений, то верю только в эту эстафету. Вернее, в тех, кто ощущает запах.
Так мало нынче в Ленинграде греков, да и вообще -- вне Греции -- их мало. По крайней мере, мало для того, чтоб сохранить сооруженья веры. А верить в то, что мы сооружаем, от них никто не требует. Одно, должно быть, дело нацию крестить, а крест нести -- уже совсем другое. У них одна обязанность была. Они ее исполнить не сумели. Непаханое поле заросло. "Ты, сеятель, храни свою соху, а мы решим, когда нам колоситься". Они свою соху не сохранили.
Сегодня ночью я смотрю в окно и думаю о том, куда зашли мы? И от чего мы больше далеки: от православья или эллинизма? К чему близки мы? Что там, впереди? Не ждет ли нас теперь другая эра? И если так, то в чем наш общий долг? И что должны мы принести ей в жертву? Now so few Greeks in Leningrad, we broke the Greek Church , in order to build the free space concert hall. In this architecture, there is something hopeless . And yet, a concert hall for more than a thousand places not so hopeless : it is - the temple , and the temple of art . Who is to blame , vocal skill that gives collection of more than banners of faith ? The only pity is that it is now far away we will not see a normal dome and ugly flat line. But what a disgrace to the proportions A man does not depend on them, and often the proportions of ugliness.
Remember how it broke . It was spring , and I am just as went to one Tatar family which lived nearby . watched out the window and saw the Greek Church . It all started with Tatar conversations; and after the conversation intervened sounds merges with the first speech , but soon - muffle it. In the church garden drove excavator suspended from the boom with a cast-iron weights . And the walls began to quietly succumb . Funny not to give in , if you are wall , and before thee - the destroyer .
In addition, the excavator could be considered her inanimate object and , to a certain extent , like currently. And in the inanimate world not customary to give each other change. Then - there have driven trucks, bulldozers ... And somehow, at a late hour I was sitting on the ruins of the apse . The failure of the altar gaping night. And I - through these holes in the altar - looked at runaway trams on a string of dim lights. And what do not meet in the church, Now I've seen through the prism of the church.
Someday, when we will not , to be exact - after us in our place there is also something like that , which anyone who knew us , astonished . But knew we would not be too much. And so, for old time's sake , dogs turn up in the same place his paw . Fence torn down long ago, but they must be dreaming fence . Their dreams negate reality. Or maybe land keeps the smell: asphalt does not overpower the smell of skunk . And that they are this ugly house! For them, there garden , I tell you - garden. But what is obvious to people dog does not care . That is the name : & quot; dog fidelity & quot ;. And if I had a chance to speak seriously about the relay generations then believe only in the baton . Rather, in those smells .
So little now in Leningrad Greeks, and in general - is Greece - they are few . At least enough for to save structures faith. And believe in what we build , none of them is not required. one must deal nation to baptize, a cross to bear - is quite another . They have one duty was . They have not been able to fulfill her . Untilled field overgrown. & quot; You sower , keeps his plow , and we will decide when we ear & quot ;. They have not kept their plow .
Tonight I look out the window and think about where we went ? And from what we are far more : Orthodoxy and Hellenism ? What we close ? What's ahead ? Do not wait another era we now ? And if so , what is our common duty ? And that we should bring her in sacrifice ? Смотрите также: | |