"В настоящее время в России много говорят и спорят о проблемах сексуальности, эротики, полового воспитания и сексуального просвещения. Однако систематических знаний у широкой публики (и даже у тех, кто выступает в роли экспертов по этому предмету) недостаточно и получить их трудно. Многочисленные телевизионные ток-шоу, в которых обсуждаются вопросы пола и сексуальности, имеют не образовательный, а развлекательный характер, а переводные издания не учитывают специфики российской аудитории.
Мне кажется, что начинать следует с элементарного сексологического образования студентов высших учебных заведений, прежде всего — будущих учителей, врачей, психологов, культурологов, юристов и социальных работников. Причем не обязательно делать это сразу же в общенациональном масштабе, по одной и той же обязательной программе. Вузы имеют полное право (и даже обязанность) самостоятельно корректировать свои учебные планы, дополняя их новыми научными дисциплинами. Сексология — предмет общеинтересный, а сегодняшние молодые люди, независимо от их профессионального образования, — завтрашние родители и воспитатели, соответствующие знания им нужны. В некоторых гуманитарных вузах этот курс уже читается. Вопреки распространенному мнению, сексология не является медико-биологической дисциплиной и тем более — синонимом сексопатологии: она включает в себя множество историко-культурных и социально-психологических проблем и вопросов, как прикладных, так и фундаментальных. Вузовский курс сексологии должен быть органически увязан с преподаванием таких дисциплин, как анатомия и физиология человека, возрастная физиология, возрастная и дифференциальная психология, психология личности, демография, социология брака и семьи, социология молодежи, культурология, феминология (гендерология), валеология, планирование семьи и т. д. Естественно, что в разных категориях вузов их соотношение будет различным и их координация потребует длительного времени. При отборе обсуждаемых в книге вопросов я руководствовался несколькими критериями: практическими жизненными запросами самих студентов, интересами повышения сексуальной культуры в стране, внутренней логикой развития сексологии как науки, что особенно важно для будущих преподавателей этого предмета, тем, что в первую очередь понадобится студентам как будущим родителям и воспитателям. Анатомия, физиология и репродуктивная биология освещаются в книге, лишь поскольку они необходимы для понимания природы сексуальности и для успешной сексуальной практики. К тому же по биологическим и медицинским вопросам на русском языке гораздо больше доступной научной и научно-популярной литературы, чем по социокультурным. В книге использованы новейшие данные российской и мировой социальной статистики. По каждой главе даются контрольные вопросы для повторения пройденного, а в конце книги — терминологический словарь и список рекомендуемой литературы по курсу в целом и по отдельным темам." И.С.Кон "Currently, in Russia they speak a lot and argue about the problems of sexuality, erotica, publishing and sex education. However, systematic knowledge of the general public (and even those who act as experts on this subject) are not enough and getting them difficult. Numerous Television talk shows, which discusses sex and sexual issues, have no educational, but entertainment, and translations do not take into account the specifics of the Russian audience.
It seems to me that it should be started with the elementary sexual education of students of higher educational institutions, first of all - future teachers, doctors, psychologists, cultural scientists, lawyers and social workers. And it is not necessary to do it immediately in a nationwide scale, according to the same mandatory program. Universities have full right (and even the duty) to independently adjust their curricula, complementing them with new scientific disciplines. Sexology is the subject of common interesting, and today's young people, regardless of their vocational education, - tomorrow's parents and educators, they need the corresponding knowledge. In some humanitarian universities, this course is already read. Contrary to popular belief, sexology is not a biological discipline and even more so - synonymous with sexopathology: it includes many historical and cultural and socio-psychological problems and issues, both applied and fundamental issues. The university course of sexology must be organically linked to teaching such disciplines as anatomy and human physiology, age physiology, age and differential psychology, personality psychology, demography, sociology of marriage and family, sociology of young people, cultural studies, feminology (genderology), valeology, family planning etc. Naturally, in different categories of universities, their ratio will be different and their coordination will require a long time. With the selection of the issues discussed in the book, I was guided by several criteria: practical life inquiries of students themselves, Interests of enhance sexual culture in the country, internal logic of the development of sexology as science, which is especially important for future teachers of this subject, The fact that first of all will be needed to students like future parents and educators. Anatomy, physiology and reproductive biology are covered in the book, only because they are necessary to understand the nature of sexuality and for successful sexual practice. In addition, according to biological and medical issues in Russian, much more affordable scientific and popular science literature than according to sociocultural. The book uses the latest data from Russian and global social statistics. According to each chapter, control questions are given to repetition passed, and at the end of the book - the terminological dictionary and a list of recommended literature on the course as a whole and on individual topics. " I.S.C. | |