ТЕКСТ 13
бхуйо намах сад-вриджина-ччхиде 'сатам асамбхавайакхила-саттва-муртайе пумсам пунах парамахамсйа ашраме вйавастхитанам анумригйа-дашуше
бхуйах - вновь; намах - мое почтение; сат - преданным или праведникам; вриджина - от страданий; чхиде - дарующему освобождение; асатам - непреданных (атеистов, демонов); асамбхавайа - облегчение страданий; акхила - совершенной; саттва - благости; муртайе - Личности; пумсам - трансценденталистов; пунах - вновь; парамахамсйе - высшей ступени духовного развития; ашраме - в статусе; вйавастхитанам - находящихся; анумригйа - место назначения; дашуше - дарующему.
Снова и снова я в почтении склоняюсь перед Ним - совершенной формой бытия и духовной реальности, Господом, избавляющим праведников и преданных от страданий и обуздывающим демонический нрав непреданных-атеистов. Это Он вознаграждает трансценденталистов, находящихся на высшей ступени духовного развития, достижением цели, к которой они стремятся.
КОММЕНТАРИЙ: Господь Шри Кришна - совершенная форма всего сущего, как материального, так и духовного. Слово акхила значит «полный, совершенный» и является антонимом слова кхила, что значит «низший». В «Бхагавад-гите» говорится, что существуют две природы пракрити: материальная и духовная, - внешняя и внутренняя энергии Господа. Материальную природу называют апара, «низшей», а духовную - «высшей» или «трансцендентной». Из этого следует, что форма Господа не принадлежит к низшей, материальной природе. Он - совершенное проявление духовной реальности. Более того, Он - мурти, то есть обладает трансцендентной формой. Не имея понятия о трансцендентной форме Господа, недалекие люди считают Его безличным Брахманом. Но Брахман - это всего-навсего сияние, исходящее от Его трансцендентного тела (йасйа прабха). Преданные, которым известно о трансцендентной форме Господа, посвящают себя служению Ему, и Господь по Своей беспричинной милости отвечает им взаимностью, избавляя преданных от всех страданий. Благочестивые люди, следующие предписаниям Вед, также дороги Господу и потому тоже находятся под Его покровительством. Нечестивцы и непреданные выступают против принципов Вед, поэтому в своей греховной деятельности они сталкиваются с многочисленными препятствиями. Тех демонов, к которым Господь проявляет особую благосклонность, Он убивает Сам (как это случилось с Раваной, Хиранйакашипу и Камсой). Так они получают освобождение, которое кладет конец их демонической деятельности. Помогая преданным или наказывая демонов, Кришна, как заботливый отец, неизменно доброжелателен к каждому, поскольку Он - совершенная, полная форма бытия, вмещающая в Себя все виды индивидуального существования.
Парамахамса - так называют высшую ступень духовного совершенства. Шримати Кунтидеви утверждает, что по сути дела постичь Господа могут только парамахамсы. Овладевая трансцендентным знанием, человек познает сначала безличный Брахман, затем локализованную Параматму и только после этого - Личность Бога, Пурушоттаму, Господа Кришну. Аналогичным образом, существует несколько этапов духовного совершенствования человека, принявшего санньясу. Кутичака, бахудака, паривраджакачарйа и парамахамса - таковы стадии, которые проходит человек, давший обет отречения от мира, санньясу. О них говорит в своих молитвах Господу Кришне мать Пандавов, царица Кунтидеви (Песнь первая, глава восьмая). Стадии парамахамсы могут достичь как имперсоналисты, так и преданные, но в «Шримад-Бхагаватам» Кунтидеви утверждает, что чистую бхакти-йогу способны постичь только парамахамсы. Кунтидеви подчеркивает, что Господь нисходит специально для того, чтобы дать парамахамсам бхакти-йогу (паритранайа садхунам). Таким образом, в конечном счете, истинные парамахамсы - это беспримесные преданные Господа. Шрила Джива Госвами прямо заявляет, что высшая цель жизни - это бхакти-йога, направляющая человека на путь трансцендентного любовного служения Господу, и те, кто идет путем бхакти-йоги, являются истинными парамахамсами.
Имперсоналисты смотрят на бхакти как на метод, позволяющий слиться с бытием Господа в Его безличном аспекте - брахмаджйоти, а поскольку Господь милостив к каждому, Он удовлетворяет и их желания. В «Бхагавад-гите» (4.11) Господь заверяет: йе йатха мам прападйанте. По мнению Шрилы Вишванатхи Чакраварти, существует два класса парамахамс: брахмананди (имперсоналисты) и премананди (преданные). И те и другие достигают своей цели, но премананди считаются более удачливыми. Однако и брахмананди, и премананди являются трансценденталистами и не имеют ничего общего с низшей материальной природой, существование в которой исполнено всевозможных страданий. TEXT 13
bhuyo Namah garden-vridzhina-chchhide 'satam asambhavayakhila-sattva-murtaye pumsam punah paramahamsya ashram vyavasthitanam anumrigya-dashushe
bhuyah - again; namah - my compliments; Sat - devotees or righteous; vridzhina - from suffering; chhide - bestower of liberation; ACAT - nondevotees (atheists, the demons); asambhavaya - relieve suffering; Akhila - perfect; sattva - of goodness; murtaye - Personality; pumsam - transcendentalists; punah - again; paramahamsye - the highest stage of spiritual development; ashram - in status; vyavasthitanam - being; anumrigya - destination; dashushe - bestower.
Again and again I bow down in reverence before Him - the perfect form of being and spiritual reality, the Lord, the righteous and faithful relieving suffering and harnessing the demonic nature nondevotees, atheists. It is He who rewards transcendentalists who are at the highest stage of spiritual development, the achievement of the goal to which they aspire.
PURPORT Lord Sri Krishna - the perfect form of all things, both material and spiritual. Akhila word means "complete, perfect" is the antonym of the word Khila, which means "lower". In the "Bhagavad Gita" is said that there are two natures Prakriti: the material and spiritual, - external and internal energy of the Lord. Material nature is called Apara, "lower", and the spiritual - a "higher" or "transcendental". From this it follows that the form of the Lord does not belong to the inferior, material nature. He - the perfect manifestation of spiritual reality. Moreover, He - the Deity, that is, has a transcendental form. Having no idea of the transcendental form of the Lord, narrow-minded people consider His impersonal Brahman. But Brahman - is only the radiance emanating from His transcendental body (yasya prabha). The devotees who know the transcendental form of the Lord, dedicate themselves to the service of Him, and the Lord by His causeless mercy to reciprocate, eliminating devotees from all suffering. Devout people, following the requirements of the Vedas, also dear to the Lord, and also because under his patronage. The wicked and the nondevotees are against the principles of the Vedas, so his sinful activities, they face many obstacles. Those demons, to whom the Lord shows special favor, he kills himself (as was the case with Ravana, Hiranyakasipu and Kamsa). So they get the exemption, which puts an end to their demonic activity. Helping devotees or punish the demons, Krishna, as the caring father, always kind to everyone because He - perfect, the full form of being contains in itself all kinds of individual existence.
Paramahamsa - so called the highest stage of spiritual perfection. Srimati Kuntidevi argues that in fact understand the Lord can only Paramahamsa. Mastering transcendental knowledge, one learns first impersonal Brahman, then localized Paramatma, and only after that - the Personality of Godhead, Purusottama, Lord Krishna. Similarly, there are several stages of spiritual development of man, take sannyasa. Kuticaka, bahudaka, parivradzhakacharya and paramahamsa - these are the steps that takes a person who gave renounced order of life, sannyasa. Talk about them in their prayers to Lord Krishna's mother of the Pandavas, the queen Kuntidevi (Song of the first, eighth chapter). paramahamsa steps can achieve both impersonalists and devotees, but in the "Srimad Bhagavatam" Kuntidevi argues that pure bhakti-yoga are able to comprehend only Paramahamsa. Kuntidevi emphasizes that the Lord descends specifically to give Paramahamsa bhakti-yoga (paritranaya sadhunam). Thus, ultimately, the true paramahamsa - is unalloyed devotees of the Lord. Srila Jiva Goswami explicitly states that the ultimate goal of life - that is bhakti-yoga, the person directing the path of transcendental loving service to the Lord, and those who follow the path of bhakti-yoga are true paramahamsas.
Impersonalists look at bhakti as a method to merge into the existence of the Lord in His impersonal aspect - the brahmajyoti, and because the Lord is merciful to everyone he meets, and their desires. In the "Bhagavad Gita" (4.11) the Lord assured: ye yatha prapadyante mothers. According to Srila Visvanatha Chakravarti, there are two classes paramahamsas: Brahmananda (impersonalists) and Premananda (devotees). Both reach their goal, but Premananda considered more fortunate. However, Brahmananda and Premananda are transcendentalists, and have nothing to do with the lower material nature, the existence of which fulfilled all kinds of suffering. | |