Священномученик Авив, епископ Некресский — один из тридцати святых сирийских (каппадокийских) отцов, основателей грузинского монашества, пришедших в Грузию VI веке (сведения о них помещены под 7/20 мая). По благословению католикоса, архиепископа Грузии Евлавия (552—560), поселились они над рекой Арагвой на Заден (Зедазени).
Слава о подвигах святых 13 сирийских отцов возросла в народе так, что католикос предложил собору епископов избрать на свободные кафедры некоторых из этих подвижников. При затруднении, кого именно выбрать, так как все были одинаково достойны епископского сана, положили взойти на гору Заден, где жили подвижники, и избрать тех, которые там будут в это время совершать Божественную литургию. И таковыми оказались пресвитер Авив и диакон Иессей (память 2/15 декабря). По окончании литургии Евлавий взял правой рукой Авива, а левой — Иессея, поцеловал их и сказал: «Радуйся, Авив, епископ Некресский! Радуйся, Иессей, епископ Цилканский!» — и затем оба были хиротонисаны в Мцхете. Святой Авив, по прибытии в свою епархию, в виду г. Некресси, на высокой горе построил церковь в честь Рождества Спасителя.
Печально было тогда положение всей Грузии. Персы, захватившие в это время Кахетию (Восточная Грузия), повсеместно насаждали огнепоклонство. Епископ Авив, исполнившись апостольской ревности, с крестом в руках ходил по городам и селам своей епархии и истреблял везде грубые суеверия, туша огни в капищах зороастрийцев. Дидойцы и другие горцы Кахетии, жившие на левому берегу реки Алазани, отреклись от огнеслужения и вошли через покаяние в лоно Церкви Христовой. Святитель Авив обратил в христианство и многих персов.
Персидский сатрап, живший в городе Рехи, обеспокоенный успешной проповедью святителя, приказал связать его и доставить к нему. Как повествует Имеретино-Абхазский католикос Арсений Великий (+ 1390), автор описания мученичества святого Авива, святитель по дороге в Рехи получил письмо и жезл от своего друга святого Симеона Столпника Дивногорца (память 24 мая/6 июня), а также простился со своими сподвижниками — святым Зеноном Икалтским и святым Шио Мгвимским (сведения о них помещены под 7/20 и 9/22 мая).
Представ перед персидским сатрапом, святитель Авив отказался принять зороастризм, обличая его в идолопоклонстве и твердо исповедуя перед ним Бога Христа. По приказанию сатрапа святителя Авива подвергли бичеванию и страшным пыткам, после чего он мученически скончался, избитый камнями в селении Рехи, близ Гори. Тело святого Авива бросили на съедение диким зверям, но ни звери, ни птицы, ни тление не коснулись святых мощей. Братия Самтавийской обители с честью погребли их в своей обители.
Мощи святого, прославленные исцелениями, были позднее, при правителе Картли Степанозе (639—663), по желанию католикоса Фавора перенесены из Самтавийской обители в Мцхетский Самтаврский собор в положены под престолом, где почивали под спудом.
Празднование св. Авиву было установлено 29 ноября в 1700 году при царе Вахтанге IX, хотя память священномученика чтилась и прежде в Грузии. Церковь близ Некресси, построенная св. Авивом, находилась в ведении диких лезгин, и только однажды в год, в праздник Рождества Христова, христиане могли посещать ее. Накануне праздника окрестные жители с оружием в руках и с бубнами поднимались на высокую гору Некресскую, чтобы встретить праздник. Клир стоял у дверей опустелого храма, окроплял каждого святой водой. Народ спешил в церковь приложиться к изображению святого Авива. На самый праздник, рано утром, совершалась в ней утреня и литургия, после чего бывало братское пиршество и гулянье. К вечеру гора пустела до нового Вифлеемского торжества.
30 ноября/13 декабря совершается память святого благоверного царя Грузинского Вахтанга Горгосали (+ 502 г.). Priest-Aviv, Bishop Nekresi - one of thirty saints Syrian (Cappadocian) Fathers, the founders of the Georgian monkhood, who came to Georgia VI century (information about them placed under 7/20 of May). With the blessing of the Catholicos of Georgia Archbishop Evlaviya (552-560), they settled on the river Aragvi Zaden (Zedazeni).
The fame of the exploits of the saints 13 Syrian Fathers increased among the people so that the Catholicos proposed council of bishops elect to free the department of some of these ascetics. When hard pressed to choose just one, as all were equally worthy of the episcopal dignity, we put up to mount Zaden where devotees live, and to elect those who will be there at this time to make the Divine Liturgy. And those were the presbyter and deacon Jesse Aviv (2/15 remembrance of December). After the Liturgy Evlavy Aviv took the right hand and left - Jesse, I kissed them and said, "Hail, Aviv, Bishop Nekresi! Rejoice, Jesse, Bishop Tsilkansky! "- And then they were both ordained in Mtskheta. Holy Aviv, on arrival in his diocese, in view of Nekressi, high on a mountain built a church in honor of the Nativity of the Savior.
Sadly it was then the position of the whole of Georgia. The Persians, captured at that time Kakheti (Eastern Georgia), widely planted fire-worship. Bishop Aviv, filled with apostolic zeal, with the cross in his hand went through the cities and villages of his diocese, and destroyed all gross superstition, extinguishing the lights in the houses of the Zoroastrians. Tsez people Kakheti and other mountaineers who lived on the left bank of the river Alazani, renounced ognesluzheniya and entered through repentance to the bosom of the Church of Christ. St Aviv converted to Christianity, and many Persians.
Persian satrap who lived in the city Rehi, concerned successful preaching of the saint, ordered to tie it and deliver it. As tells Imeretia-Abkhazian Catholicos Arseny the Great (+ 1390), the author of the description of the martyrdom of St. Aviv saint on the road to Rehi received a letter with the rod of his friend St. Simeon Divnogortsa (May 24/6 June), and said goodbye to his companions - holy Zenon Ikalto operated, and Shio Mgvime holy (information about them placed under 7/20 and 9/22 of May).
Standing before the Persian satrap, St. Aviv refused to accept Zoroastrianism, convicting him of idolatry and firmly in front of him confessing Christ of God. By order of the satrap of St. Aviv whipped and subjected to terrible torture, after which he died a martyr, beaten stones Rehi village near Gori. The body of the saint Aviv thrown to be devoured by wild beasts, but no animals, no birds, no corruption did not touch the holy relics. Brethren Samtaviyskoy monastery reverently buried them in his monastery.
The relics of the saint, celebrated healings were later under the rule of Kartli Stepanoze (639-663), at the request of the Catholicos Tabor moved from Samtaviyskoy monastery in Mtskheta Cathedral in Samtavrsky put under the altar where rested under a bushel.
Celebrating St. Aviv was established on November 29 in 1700 when the king Vakhtang IX, although the memory of the Holy Martyr honored before in Georgia. Church near Nekressi built St. Aviv, was administered Lezghins wild, and only once a year, in the feast of the Nativity of Christ, Christians could visit her. On the eve of local residents up in arms with tambourines and climbed the highest mountain Nekresi to meet holiday. Clear stood at the door of the temple was deserted, each sprinkled with holy water. People hurried to the church to venerate the image of St Aviv. At the feast, early in the morning, it was accomplished in the Matins and Liturgy, after which happened fraternal feast and festivities. In the evening the mountain emptied before the new Bethlehem celebrations.
November 30 / December 13 committed the memory of holy king of Georgia Vakhtang Gorgosal (+ 502). Смотрите также: | |