Музыковед Анна Петрова. "Ещё раз о Вальсе!"
Иоганн Штраус-младший прожил долгую жизнь,в течение которой он вместе со своим оркестром и без него объездил весь мир.Так несколько сезонов подряд Капелла Штрауса давала концерты в дачном Павловске под Петербургом,которые пользовались огромной популярностью и в результате которых был создан чудесный вальс«Прощание с Петербургом». Вальс покорил мир!Его танцевали везде и всюду.Подобно тому,как 18век был эпохой менуэта,а 21век «корчится в судорогах» под грохот рока,19век стал веком вальса,избрал своим символом вальс,нашёл и выразил себя в вальсе.Но почему?В чём тайна магии вальса?Есть танцы,чьё содержание,смысл определяется не внешним обликом,не эмоциональными корнями,а тем хореографическим принципом,что лежит в их основе,а также порождаемые этим принципом:ритмической формулой,интонационной лексикой.Таковы ВАЛЬС и ТАНГО.Особенно ВАЛЬС!Весь танец становится своего рода сверхъязыком,отражающим и воплощающим глубинные,наиболее потаённые,порой непередаваемые другими выразительными средствами,пласты и стороны бытия.Прежде всего,вальс предельно демократичен.В однообразии своего кружения он един и одинаков для всех.Более того,все люди,независимо от своего положения, одинаковы и равны в вальсе.Если в придворном танце,особенно в менуэте,каждый шаг был предписан и расписан;был строго подчинён церемониалу и этикету,и этот порядок танца,положение танцующих,их роль в танце,сами хореографические фигуры отражали социальный статус его участников,то вальс дал свободу индивидуальной экспрессии,свободу выражения личности.Кто-то однажды подметил,что ещё никому не удалось станцевать вальс втроём. Однообразие движения танцующей пары,подчинение двоих этому единому бесконечному кружению создаёт удивительное чувство объединённости,отгороженности от всего мира.Где,как ни здесь,могли лучше всего выразить себя тот индивидуализм,то гипертрофированное осознание своего Я,его исключительность и неповторимость,отъединение этого Я от окружающего,что привнёс с собой 19век.И в то же время,где,как ни в вальсе создавалась иллюзия соединения с другим Я,найденном в этом безбрежном мире.Вальс порождал и другую иллюзию полёта в неизведанное,погружение в чарующий,чистый,манящий красотой мир,иллюзию освобождения от суетности,пошлости окружающего.Ни эта ли иллюзия объединённости полёта,отрыва от прозы действительности создавала вальсу его романтический ореол? Но и это не объясняет до конца силу магической тайны вальса,магической силы самого принципа вальсовости.За внешней простотой скрыта бездонная глубина.Вальс двуличен.С одной стороны,он кажется предельно динамичным-он весь в бесконечном,неостанавливающемся ни на миг движении.Но это движение по кругу–оно однообразно,и это однообразие порождает ощущение статики,заворожённости,застылости на одном месте.Полёт и его скованность,порыв и невозможность оторваться,кружение всё в одном и в одном пределе и невозможность вырваться из этого предела.Эта двойственность вальса как нельзя лучше передавала,пожалуй,наиболее существенную,глубинную эмоционально-психологическую доминанту 19века,порыв человека к светлому миру мечты и невозможность вырваться из жёстких рамок обыденности,тоску по идеалу и запертость в пределах трезвомыслящего благополучия,погоню за прекрасным сном,уход в мир фантазии из мира холодного расчёта,полное одиночество человека в обществе бездушного эгоизма.Ни эта ли затаённая тоска по какому-то другому,лучшему,миру;полёт мечты за неуловимой,ускользающей сказкой с такой силой и изысканной красотой воплотились в бесчисленных вальсовых поэмах,начиная с «Вальса-Фантазии»М.Глинки. Anna Petrova, musicologist. "Once again a Waltz!"
Johann Strauss, Jr. lived a long life, during which he and his orchestra without it traveled the mir.Tak several seasons Chapel Strauss gave concerts in suburban Pavlovsk near St. Petersburg, which enjoyed great popularity and resulting in a wonderful waltz was created " Farewell to St. Petersburg. " Waltz won the world! It was danced everywhere and vsyudu.Podobno how 18vek was the era of the minuet, and of 21st century "writhing in the throes of" the crash of rock 19veka the century of the waltz, has chosen as its symbol waltz, found and expressed himself in valse.No why? ? what is the secret of the magic waltz dancing there, whose contents, the meaning is not determined by the external appearance, not emotional roots, and the choreographic principle that lies at their basis, as well as generated by this principle: rhythmic formula, intonation leksikoy.Takovy waltz and Tango. Especially wALTZ! all the dance becomes a kind of co-languages, reflecting and embodying deep, most the hidden, sometimes inexpressible other expressive means, and side seams bytiya.Prezhde just waltz extremely demokratichen.V monotony of his whirling he is one and the same for vseh.Bolee order all people, regardless of their position, are identical and equal in valse.Esli in court dances, especially in the minuet, every step has been prescribed and painted; was strictly subordinated to ceremonial and etiquette, and the order of the dance, the position of the dancers, their role in the dance, own choreographic pieces reflect the social status of the participants, the waltz gave individual freedom of expression, freedom of expression lichnosti.Kto something once remarked that no one has yet managed to waltz threesome. The monotony of the movement of the dancing couples, the subordination of the two single endless circling creates a wonderful sense of unification, fenced off from all mira.Gde as neither here could best express himself the individualism, the hyper-awareness of the self, its uniqueness and originality, this disunion of I surrounding that privnёs with a 19vek.I at the same time, where, as in a waltz created the illusion of connection to another I found in this vast mire.Vals and spawned another illusion of flight into the unknown, immersion in a charming, clean, alluring beauty peace, liberation from the illusion of vanity, vulgarity okruzhayuschego.Ni whether this illusion of unification flight, departing from the prose of reality created waltz his glamor? But this does not explain to the end of the magical power of the mysteries of the waltz, the magical power of the principle valsovosti.Za external simplicity hidden bottomless glubina.Vals dvulichen.S the one hand, he seems to be very dynamic, it is all in an endless, unstoppable for a moment it dvizhenii.No movement in a circle, it is monotonous, and it creates a sense of monotony statics, spellbound, one zastylosti meste.Polёt and its stiffness, the rush and the inability to break away, circling all in one and the same limit, and the inability to break out of this duality predela.Eta waltz like perfectly aired, perhaps most important, profound emotional and psychological dominant 19veka, rush the person to light the world of dreams and the inability to break out of the rigid framework of everyday life, a longing for the ideal and locked within a sober prosperity, the pursuit of a perfect dream, looking into a fantasy world of the world of cold calculation, the complete loneliness of man in the society heartless egoizma.Ni this if its hidden longing for some other, better, world, dreams of flight elusive, elusive fairy tale with such force and exquisite beauty embodied in countless poems waltz, beginning with "Waltz -Fantazii "Glinka. | |