[бибиков сергей николаевич - древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта. очерк материальной и духовной культуры палеолитического человека. реконструкция] [мелодия] [1980] [ethnomusicology, paleolithic era music, spoken word, cro-magnon primitivism, mammoth-bone instruments music, history lecture, ritual rhythms] #mstr_releases
Во время раскопок Мезинской стоянки первобытного человека (сейчас Коропский район Черниговской области), которая существовала около 20 тыс. лет назад и не имеет себе равных в мире, среди других интересных находок (предметов искусства и орудий труда) были обнаружены украшенные нанесенными охрой узорами лопатка, бедро, таз, две нижних челюсти и часть черепа мамонта. Этот интересный комплект впервые был продемонстрирован участникам археологического съезда, который состоялся в Чернигове в 1908 году. Но долгое время назначение этих шести костей смущало умы исследователей. Только в 70-х годах киевский археолог Сергей Бибиков обратил внимание, что на лопатке были следы ударов. Было установлено, что по костям били молоточком из рога северного оленя, который также был найден в раскопках.
Изучение следов ударов навело на мысль, что кости могли использоваться для извлечения звуков. Для подтверждения этой гипотезы привлекли экспертов: археологов, палеонтологов, палеотрассологов, медиков, фотоаналитиков, искусствоведов. Все они единодушно пришли к сенсационному выводу: этот комплекс является единственным известным в мире палеолитическим оркестром ударных инструментов. Таким образом Мезинская находка положила начало развитию нового научного направления — археологического музыковедения. Шаг за шагом велась работа по воссозданию палеолитической музыки. В Киевский институт судебных экспертиз был приглашен музыкант-ударник, который с помощью «косточек» пальцев руки осторожно проиграл по разным частям лопатки ударный ритмичный мотив, который был записан на магнитную ленту. Тогда и развеялись последние сомнения: были получены сильные, звонкие звуки, вполне отчетливых музыкальных тонов или тембров.
А более развернутую программу по извлечению звуков из мезинских музыкальных костей удалось осуществить только после реставрации и консервации их в ленинградском Эрмитаже. На подготовленных таким образом инструментах коллектив музыкантов-ударников сыграл ритмичную мелодию, партитура которой была разработана с учетом народной северной ритмично-танцевальной этнографической традиции. Таким образом, с большой степенью достоверности была воссоздана музыка, «написанная» в эпоху палеолита. Кропотливая многолетняя работа завершилась в 1980 году, когда известная в бывшем Союзе фирма «Мелодия» выпустила пластинку с воссозданием звучания древнего оркестра.
Уникальные экспонаты хранятся в фондах Института археологии Национальной академии наук Украины, иногда демонстрируются на масштабных выставках.
Кстати, на сегодняшний день древнейшими музыкальными инструментами считаются три флейты возрастом 30-37 тысяч лет, найденные на территории современной Германии. Флейты были изготовлены из костей лебедя. [Bibikov Sergey Nikolaevich - the oldest musical complex of mammoth bones. sketch material and spiritual culture of Paleolithic man. reconstruction] [melody] [1980] [Ethnomusicology, paleolithic era music, spoken word, cro-magnon primitivism, mammoth-bone instruments music, history lecture, ritual rhythms] #mstr_releases
During excavations Mezin prehistoric man (now the Korop district, Chernihiv region), which has existed for about 20 thousand. Years ago, and has no equal in the world, among other interesting finds (art objects and tools) decorated deposited ocher patterns blade were found, hip, pelvis, two lower jaw and part of a mammoth skull. This interesting set was first demonstrated to the participants of the Archaeological Congress, which was held in Chernigov in 1908. But for a long time, the appointment of these six bones confused the minds of researchers. Only in the 70s Kiev archaeologist, Sergei Bibikov noticed that there were traces on the blade strikes. It was found that the bones of the hammer beating reindeer antlers, which was also found in the excavations.
The study traces strikes led to the idea that the bones could be used to extract audio. To confirm this hypothesis attracted experts: archaeologists, paleontologists, paleotrassologov, medical fotoanalitikov, art. They all unanimously came to a sensational conclusion: this complex is only known in the world of Paleolithic orchestra of percussion instruments. Thus Mezin discovery marked the beginning of the development of a new scientific field - Archaeological musicology. Step by step, work was carried out on the reconstruction of Palaeolithic music. In the Kiev Institute of forensic examination was invited musician-drummer, who with the help of "seed" fingers gently lost in different parts of the blade percussion rhythmic motif, which was recorded on tape. Then we dispelled the last doubts: were obtained strong, sonorous sounds quite distinct musical tones and timbres.
A more detailed program to extract audio from music Mezin bones could be done only after the restoration and conservation of the Hermitage in Leningrad. On the so prepared instrument musicians-drummers team played a rhythmic melody, the score of which was designed with the People's northern rhythmically dance ethnographic tradition. Thus, a high degree of reliability has been recreated Music, "written" in the Paleolithic era. The hard work of many years ended in 1980, when the well-known company in the former Soviet Union "Melody" has released a record with the re-establishment of the ancient sound of the orchestra.
Unique exhibits are stored in the collections of the Institute of Archaeology of the National Academy of Sciences of Ukraine, sometimes demonstrated in large-scale exhibitions.
By the way, today the most ancient musical instruments are considered to be three flutes 30-37 age thousands of years have been found in present-day Germany. Flutes were made from the bones of a swan. | |