«Картинки с выставки» — цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Написан в 1874 году в память о друге Мусоргского, художнике и архитекторе Викторе Гартмане.
Пьесы
«Картинки с выставки» — яркий образец программной музыки со своими особенностями. В ней оригинальным образом сочетаются картинки из реальной жизни со сказочной фантастикой и образами прошлого. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка», изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине. Такие тематика и построение цикла являются уникальными в классической музыкальной литературе. Мусоргский, по отзывам современников, был прекрасным пианистом, буквально завораживал слушателей, садясь за инструмент, и мог изобразить что угодно. Однако, инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Оперное мышление проникло и в «Картинки», и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». С помощью одного лишь фортепиано автор применяет выработанные им приёмы интонационной драматургии, динамизирует образное развитие музыки смелыми противопоставлениями, внезапными контрастами, неожиданными тематическими трансформациями[11]. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана. Автор давал названия пьесам на том или ином языке в зависимости от тематики; для каждой пьесы существуют также и устоявшиеся русские названия.
Promenade (фр. Прогулка). Си-бемоль мажор. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В самой мелодии использован характерный для народных песен пятиступенный лад без полутонов — пентатоника, звучит она в диапазоне невысокого женского голоса, будто имитируя народную манеру пения. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года».) У пьесы переменный размер — 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки — но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Всё в этой пьесе — мелодия, тональность, ритм, темп — работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову. Мелодическая линия в большинстве интермедий играется тяжеловесно, в чём иногда усматривают имитацию походки автора. Тема «Прогулки» в безымянных интермедиях варьирует, показывая изменение настроения автора; тональность также меняется, модуляцией подготавливая слушателя к следующей пьесе. Вначале интермедии звучат в каждом промежутке, затем всё реже и реже, будто зритель больше погружается в картины и меньше обращает внимание на переходы. Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо[12]. Из-за такого строения «Картинки» иногда называют рондо-сюитой Pictures at an Exhibition is a cycle of piano pieces by Russian composer Modest Petrovich Mussorgsky. Written in 1874 in memory of Mussorgsky's friend, artist and architect Viktor Hartman.
Plays
Pictures at an Exhibition is a vivid example of program music with its own characteristics. It uniquely combines pictures from real life with fantastic fantasy and images of the past. The plays-"pictures" are linked by the interlude theme "Walk", which depicts Mussorgsky's passage ("my physiognomy is visible in the sides") through the gallery and the transition from picture to picture. These themes and cycle structures are unique in classical music literature. Mussorgsky, according to his contemporaries, was an excellent pianist, literally mesmerizing the audience, sitting down at the instrument, and could depict anything. However, he composed relatively little instrumental music, most of all he was attracted by the opera. Opera thinking has penetrated into Pictures, too, and they are perceived as a musical theater of one actor. With the help of the piano alone, the author applies the techniques of intonational drama developed by him, dynamizes the figurative development of music with bold contrasts, sudden contrasts, unexpected thematic transformations [11]. Mussorgsky sets the task of creating a psychological portrait, penetrating into the depths of his characters, which fundamentally distinguishes his work from simple sketches by Hartmann. The author gave titles to plays in one language or another, depending on the subject; there are also well-established Russian titles for each play.
Promenade (French for a walk). B flat major. The theme from this piece is repeated several times throughout the cycle. It resembles Russian folk chants: the melody begins with one voice ("lead singer") and is picked up by the "chorus". In the melody itself, a five-step mode without semitones, characteristic of folk songs, is used - the pentatonic scale, it sounds in the range of a low female voice, as if imitating the folk style of singing. (The melodies have a similar structure, for example, in Tchaikovsky's plays "July" and "November" from the cycle "The Seasons.") The piece has a variable meter - 5/4 and 6/4 every time, the free rhythm of the chant "does not fit" the scheme of rhythmic patterns of Western classical music - but also the variable beat reflects very approximately the alternation of strong and weak beats: the beginnings of melodic phrases each time fall on different beats of a measure. Everything in this piece - melody, tonality, rhythm, tempo - works to create a feeling of light, spaciousness and spiritual purity. In this theme, Mussorgsky simultaneously depicted himself, passing from picture to picture: "My physiognomy is visible in intermediums," he wrote to Stasov. The melodic line in most interludes is played heavily, which is sometimes seen as an imitation of the author's gait. The theme of "Walking" in unnamed interludes varies, showing the changing mood of the author; the key also changes, modulating, preparing the listener for the next piece. At first, interludes are heard in each interval, then less and less, as if the viewer is more immersed in the paintings and pays less attention to transitions. It is interesting that Mussorgsky himself, in his letters to friends, called the plays of the Pictures by the word intermezzo, apparently considering the Walk as the leading theme and interpreting the whole form as rondo [12]. Because of this structure, "Pictures" is sometimes called a rondo suite | |