кришна твадийа-пада-панкаджа-панджарантам адйаива ме вишату манаса-раджа-хамсах прана-прайана-самайе капха-вата-питтаих кантхавародхана-видхау смаранам кутас те
О, Господь Кришна, позволь царственному лебедю моего ума прямо сейчас запутаться в стеблях лотосов Твоих стоп. Иначе как я смогу помнить о Тебе в момент смерти, когда мое горло сдавят слизь, желчь и воздух?
Мукунда-мала-стотра 33
Из всех стихов Мукунда-мала-стотры, этот был самым любимым у Шрилы Прабхупады. Он часто цитировал его и пел как бхаджан. На одном из первых записанных альбомов, выпущенных Его Божественной Милостью, он поет эту шлоку, как законченный стих. Преданные, которые служили Шриле Прабхупаде, часто слышали, как он пел его, когда приступал к своим повседневным занятиям, или иногда в одиночестве в комнате. Здесь он объясняет в комментарии ко второму стиху восьмой главы Бхагавад-гиты как она есть касательно слова прайана-кала, которое несет тот же смысл, что и слово прана-прайана-самайе в стихе Кулашекхары:
Теперь слово прайана-кале в этом [Бхагавад-гиты] стихе очень существенно, поскольку, что бы мы ни делали в жизни, будет проверено в момент смерти. Арджуна очень стремится понять тех, кто постоянно занят в сознании Кришны. Каково должно быть их положение в этот заключительный момент? В момент смерти все телесные функции приходят в расстройство и ум не находится в должном состоянии. Так встревоженный состоянием тела, человек может оказаться не способным вспомнить о Всевышнем Господе. Махараджа Кулашекхара, великий преданный, молится: «Мой дорогой Господь, сейчас я вполне здоров, и было бы лучше, если бы я умер немедленно, чтобы лебедь моего ума смог найти ход к стеблю Твоих лотосных стоп». Здесь использована эта метафора потому, что лебедь, водяная птица, получает наслаждение, зарываясь в цветы лотоса; его любимая забава – нырять в цветы лотоса. Махараджа Кулашекхара говорит Господу: «Сейчас мой ум спокоен и я вполне здоров. Если я умру немедленно, думая о твоих лотосных стопах, то я уверен, что мое выполнение преданного служения тебе станет совершенным. Но если мне придется дожидаться естественной смерти, тогда я не знаю, что произойдет, потому что в это время телесные функции будут расстроены, мое горло будет забито, и я не знаю, смогу ли я воспевать Твое имя. Лучше позволь мне умереть немедленно».
Позже, в восьмой главе Господь Кришна говорит, что именно момент смерти является решающим: «О каком бы состоянии бытия ни помнил человек, оставляя тело, этого состояния он и достигнет непременно» (Бг, 8.6). И в своих комментариях Шрила Прабхупада снова и снова рекомендует воспевание Харе Кришна мантры, как лучший процесс памятования о Кришне в момент смерти и успешного перемещения в духовный мир. Практическое затруднение, выраженное в стихе Кулашекхары, состоит в том, что хотя и жизненно важно помнить о Кришне во время смерти, это время также порождает великое расстройство физических и ментальных функций человека. Шрила Прабхупада объяснял, что смерть наступает, когда тело становится настолько больным, что душе становится невыносимо продолжать жить в этом теле. Отсюда возникает парадокс: В момент смерти мы должны быть наиболее погружены в медитацию, сосредоточив свой ум на Кришне и готовясь перенестись в духовный мир, мы также сталкиваемся с величайшим из возможных препятствий в форме агонизирующей боли. Итак, здесь Кулашекхара молит о немедленной смерти в добром здравии, чтобы он смог погрузить свой ум в размышления о лотосных стопах Кришны.
Ачарьи уверяют нас, что суть сознания Кришны это наши поступки и настроение на протяжении всей жизни. Кришна не дисквалифицирует или обесценит нашу накопленную преданную деятельность из-за эпилептического удара в последний момент или внезапного сердечного приступа. Тем не менее, мы должны всегда практиковать воспевание Харе Кришна, чтобы быть способными «пройти проверку» в конце. В Ишопнишад (17), преданный просит Господа: «[В момент моей смерти], пожалуйста, вспомни все, что я сделал ради Тебя». В своем комментарии Шрила Прабхупада сообщает нам, что Кришне Krishna tvadiya-pada-pankaja-pandzharantam adyaiva IU visatam Manas-Raja Hamsa prana-Praiano-samaye kapha vata pittaih kanthavarodhana-Vidhan smaranam those Kutas
Oh, Lord Krishna, let royal swan of my mind right now entangled in the lotus stems thy feet. Otherwise, how can I remember you at the time of death, when my throat surrendering mucus, bile and air?
Mukunda-mala-33 stotra
Of all the verses Mukunda-mala-stotra, this was the most beloved Srila Prabhupada. He often quoted him and sang as the bhajan. One of the first recorded albums released by His Divine Grace, he sings this sloka, as a complete poem. Devotees who have served Srila Prabhupada often heard him singing it, when embarking on their daily activities, or sometimes alone in the room. Here, he explains in the comments to the second verse of the eighth chapter of the Bhagavad-gita as it is about words Praiano-Kala, which carries the same meaning as the word prana-Praiano-samaye Kulasekhara in verse:
Now a word Praiano-kale in this [Bhagavad-gita] verse is very significant because whatever we do in life will be tested at the time of death. Arjuna really seeks to understand those who are constantly engaged in Krsna consciousness. What should be their position at that final moment? At the time of death all the bodily functions come in and upset the mind is not in proper condition. So alarmed by the state of the body, a person may not be able to remember the Supreme Lord. Kulasekhara Maharaja, a great devotee, prays, "My dear Lord, now I am quite healthy, and it would be better if I died immediately to the swan of my mind was able to find a course to the stem of Your lotus feet." Here we have used this metaphor because the swan, water bird, gets pleasure, digging into the lotus flowers; his favorite pastime - diving into the lotus flowers. Kulasekhara Maharaj says the Lord, "Now my mind is calm and I am quite healthy. If I die immediately, thinking of Your lotus feet, then I am sure that my performance of devotional service you will be perfect. But if I have to wait for the natural death, then I do not know what will happen, because at that time the bodily functions will be upset, my throat will be scored, and I do not know if I could sing your name. Better let me die immediately. "
Later, in the eighth chapter, Lord Krishna says that this is a decisive moment of death: "Whatever state of being one remembers leaving his body, that state he will attain without fail" (Bg. 8.6). And in his commentary, Srila Prabhupada again and again recommends chanting of the Hare Krishna mantra as the best process of remembrance of Krishna at the time of death and the successful move into the spiritual world. The practical difficulty, expressed in verse Kulasekhara, is that while it is vital to remember Krishna at the time of death, this time also creates great frustration of physical and mental human functions. Srila Prabhupada explains that death occurs when the body becomes so ill that the soul becomes unbearable to continue to live in this body. Hence the paradox: At the moment of death, we must be more immersed in meditation, focus your mind on Krishna, and are ready to migrate to the spiritual world, we are faced with the greatest possible obstacles in the form of agonizing pain. So here Kulasekhara begs for immediate death in good health so that he could immerse your mind in thinking of the lotus feet of Krishna.
Acharya assure us that the essence of Krishna Consciousness is our actions and mood throughout life. Krishna does not disqualify or devalue our accumulated loyal activity because of an epileptic shock at the last moment or a sudden heart attack. However, we must always practice chanting Hare Krishna, to be able to "pass the test" at the end. In Ishopnishad (17), a devotee of the Lord asks: "[At the time of my death], please remember all that I have done for you." In his commentary, Srila Prabhupada tells us that Krishna Смотрите также: | |