Советская психоделика, которая могла бы покорить мир
Павел Гайков, специально для МИА "Россия сегодня"
Фирма "Мелодия" представила в сети сборник советской психоделической музыки 60-80-х годов. "Советская психоделика" приоткрывает неискушенному зрителю дверь в мир удивительного культурного наследия советских лет, о котором сегодня практически забыли. Советская эстрада ведь не была ограничена двумя десятками имён, которые сегодня у всех на слуху.
Музыкантов было много, и играли они музыку самую разную. Это была особая музыкальная вселенная, часто созвучная тому, что играли на Западе.
У поколения, советской эстрады не заставшего, сложилось своё представление о ней: оно основано в основном на репертуаре сегодняшних ретро-радиостанций. Одни и те же ретро-хиты вперемешку с итальянскими шлягерами в выходные доносятся с каждого дачного участка вместе с запахом шашлыка. Но порой в Интернете мелькает что-то оригинальное и забытое. Слушаешь — и удивляешься.
Так в 2010 году мир открыл для себя Эдуарда Хиля. Многие россияне из поколения 90-х тогда впервые узнали о Хиле как о "мистере Трололо". Последние годы жизни певец провёл, купаясь в лучах славы. Но в репертуар наших ретро-радиостанций почему-то так и не попал. И подобных открытий неискушенному в советской эстраде слушателю предстоит сделать ещё немало.
"Легкий бриз степных просторов, мощь гор и шелест листвы, гул лесов и робкое биение сердца, дыхание эпохи, воспетые в ритме ХХ века, — все это песни, произведения ансамбля "Дос-Мукасан", — писала в 1973 году казахская газета "Ленинская молодёжь" об игре местного студенческого коллектива. В Берлине на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в тот год "Дос-Мукасан" был награждён золотой медалью.
Музыка, которую они исполняли, по другую стороны Стены была известна как психоделический рок. Когда слушаешь эту казахскую группу, легко представляешь, что история могла бы пойти по альтернативному пути: вместо или наравне с Pink Floyd и Джимом Моррисоном мировыми идолами могли бы быть студенты из Казахстана.
Или туркменский коллектив "Гунеш", который для соло-проигрышей вместо гитары использовал этнический струнный инструмент — дутар. Представьте, что дутар становится международным символом свободы и рок-н-ролла и его можно встретить на вывесках всех баров от Лос-Анджелеса до Бангкока. В моде татуировки с изображением солиста группы Мурада Садыкова. Вместо Вудстока все едут на новый Всемирный фестиваль молодежи и студентов.
То, что сегодня принято ассоциировать с западной цивилизацией, в самых неожиданных формах пробивалось в страны соцлагеря с прямо-таки мистическим упорством. Кто-то считал, что рок-н-ролл — это секретное оружие ЦРУ, а кто-то его в это время играл и, более того, вносил свой вклад в его развитие.
"Советская психоделика" охватывает практически все уголки соцлагеря, включая Прибалтику, Украину, Польшу и Кавказ. Тбилисский ансамбль "Иверия" представлен ранней композицией "Песня о Грузии". И как же здорово — напомнить всем, что, помимо песни из "Аргонавтов", у этого коллектива есть и другие записи.
Нельзя подгонять под определенное клише целую эпоху, ограничивать представления о ней десятком-другим музыкальных хитов. "Советская психоделика" напоминает нам о том, что пытаться уложить целый пласт культуры и жизни страны в одну пластинку практически невозможно.
Сборник составлен ведущей радиостанции "Серебряный Дождь" Люсей Грин Soviet psychedelics that could conquer the world
Pavel Gaykov, specially for MIA "Russia Today"
The company "Melody" presented in the network a collection of Soviet psychedelic music of the 60-80s. "Soviet psychedelics" opens the door to an inexperienced viewer in the world of the amazing cultural heritage of the Soviet years, which is now almost forgotten. After all, the Soviet stage was not limited to two dozen names, which are now widely heard.
There were many musicians, and they played very different music. It was a special musical universe, often in tune with what was played in the West.
The generation, which did not catch the Soviet stage, had its own idea of it: it is based mainly on the repertoire of today's retro radio stations. The same retro hits mixed with Italian hits at the weekend come from every summer cottage along with the smell of barbecue. But sometimes something original and forgotten flashes on the Internet. You listen and you are surprised.
So in 2010, the world discovered Eduard Gil. Many Russians from the generation of the 90s then first learned of Gil as "Mr. Trololo." The singer spent the last years of his life swimming in the glory. But for some reason, it never got into the repertoire of our retro radio stations. And there are still a lot of similar discoveries to be made to the inexperienced in the Soviet stage.
“The light breeze of the steppe expanses, the power of the mountains and the rustle of foliage, the rumble of forests and the timid beating of the heart, the breath of the era, sung in the rhythm of the twentieth century, are all songs, works of the Dos-Mukasan ensemble,” wrote the Kazakh newspaper “Leninskaya” in 1973 youth "about the game of the local student team. In Berlin, at the World Festival of Youth and Students that year," Dos-Mukasan "was awarded a gold medal.
The music they performed on the other side of the Wall was known as psychedelic rock. When you listen to this Kazakh group, you can easily imagine that history could have taken an alternative path: instead of or along with Pink Floyd and Jim Morrison, students from Kazakhstan could be world idols.
Or the Turkmen group “Gunesh”, which used the ethnic string instrument, the dutar, for solo-losses instead of the guitar. Imagine that the dutar is becoming an international symbol of freedom and rock and roll and can be found on the signs of all bars from Los Angeles to Bangkok. Tattoos with the image of the lead singer of the group Murad Sadykov are in fashion. Instead of Woodstock, everyone goes to the new World Festival of Youth and Students.
What today is commonly associated with Western civilization, in the most unexpected forms, made its way into the countries of the socialist camp with a blunt mystical tenacity. Someone believed that rock and roll was the secret weapon of the CIA, while someone played it at that time and, moreover, contributed to its development.
"Soviet psychedelics" covers almost all corners of the socialist camp, including the Baltic states, Ukraine, Poland and the Caucasus. The Tbilisi ensemble "Iveria" is represented by the early song "Song of Georgia". And how cool it is to remind everyone that, in addition to the song from Argonauts, this collective has other records.
You cannot customize a whole era to a certain cliche, limit the idea of it to a dozen or two musical hits. “Soviet psychedelics” reminds us that it’s almost impossible to try to put a whole layer of culture and life of the country in one piece.
Collection compiled by the leading radio station "Silver Rain" Lucy Green Смотрите также: | |