Голем
Когда и впрямь (как знаем из «Кратила») Прообраз вещи — наименованье, То роза спит уже в её названьи, Как в слове «Нил» струятся воды Нила.
Но имя есть, чьим гласным и согласным Доверено быть тайнописью Бога, И мощь Его покоится глубоко В том начертанье — точном и ужасном.
Адам и звезды знали в кущах рая То имя, что налетом ржави Грех (по учению Каббалы), из яви И памяти людей его стирая.
Но мир живёт уловками людскими С их простодушьем. И народ Завета, Как знаем, даже заключенный в гетто, Отыскивал развеянное имя.
И не о мучимых слепой гордыней Прокрасться тенью в смутные анналы — История вовек не забывала О Старой Праге и её раввине.
Желая знать скрываемое Богом, Он занялся бессменным испытаньем Букв и, приглядываясь к сочетаньям, Сложил то Имя, бывшее Чертогом,
Ключами и Вратами — всем на свете, Шепча его над куклой бессловестной, Что сотворил, дабы открыть из бездны Письмен, Просторов и Тысячелетий.
А созданный глядел на окруженье, С трудом разъяв дремотные ресницы, И не поняв, что под рукой теснится, Неловко сделал первое движенье.
Но (как и всякий) он попался в сети Слов, чтобы в них плутать всё безысходней: «Потом» и «Прежде», «Завтра» и «Сегодня» «Я», «Ты», «Налево», «Вправо», «Те» и «Эти»
(Создатель, повинуясь высшей власти, Творенью своему дал имя «Голем», О чём правдиво повествует Шолем — Смотри параграф надлежащей части.)
Учитель, наставляя истукана: «Вот это бечева, а это — ноги», — Пришёл к тому, что — поздно или рано — Отродье оказалось в синагоге.
Ошибся ль мастер в написаньи Слова, Иль было так начертано от века, Но силою наказа неземного Остался нем питомец человека.
Двойник не человека, а собаки, И не собаки, а безгласой вещи, Он обращал свой взгляд нечеловечий К учителю в священном полумраке.
И так был груб и дик обличьем Голем, Что кот раввина юркнул в безопасный Укром. (О том коте не пишет Шолем, Но я его сквозь годы вижу ясно.)
К Отцу вздымая руки исступлённо, Отцовской веры набожною тенью Он клал в тупом, потешном восхищенье Нижайшие восточные поклоны.
Творец с испугом и любовью разом Смотрел. И проносилось у раввина: «Как я сумел зачать такого сына, Беспомощности обрекая разум?
Зачем к цепи, не знавшей о пределе, Прибавил символ? Для чего беспечность Дала мотку, чью нить расправит вечность, Неведомые поводы и цели?»
В неверном свете храмины пустынной Глядел на сына он в тоске глубокой... О, если б нам проникнуть в чувства Бога, Смотревшего на своего раввина!
1958 Golem
When they really (as we know from "Kratila") The example of a thing - name, Then the rose is sleeping already in her names, As in the word "Nile" flows the water Nile.
But there is a name, whose vowels and consonants Entrusted to be a custody of God And the power it rests deeply In that inscription - accurate and terrible.
Adam and the stars knew in the koshchi paradise Then the name that rusty Sin (according to Kabbalah), from Javi And the memory of people is washing.
But the world lives by tricks by human With their innocent. And the people of the Testament As we know, even enclosed in the ghetto, I found out the extended name.
And not about tormenting blind pride Sneaking the shadow in troubled Annals - The story was not forgotten About old Prague and her rabbi.
Wanting to know the hidden by God He took up a permanent test Letters and looking at combinations, There was a name that was a packer,
Keys and gates - everything in the world Whispering him above the doll is wordless What made, in order to open from the abyss Letters, expanses and millennia.
And the created looked at the surround With difficulty, driving eyelashes, And without realizing that it is close at hand, Hagon made the first movement.
But (like everyone else) he caught on the net Words so that everything is hopeless in them: "Then" and "before", "tomorrow" and "today" "I", "you", "left", "right", "those" and "these"
(Creator, obeying the highest power, Create my name "Golev" What truthfully tells Schola - See the paragraph of the proper part.)
Teacher, instructing Istukan: "This is BECHEVA, and it is - legs," Came to the fact that - late or early - Grudge turned out to be in the synagogue.
Right Master in writing words, Ile was so inscribed from the century, But the power of the Incense It remained a pet's pet.
Double is not a man, but dogs, And not a dog, but a lackless thing, He addressed his gaze inhuman To the teacher in the sacred twilight.
And so was rude and Dick Circuit Golem, That the cat rabbi yurklunked in a safe Ukr. (About the cat does not write Scholam, But I see him clearly.)
To the father's shimming hands softens Father's faith shadow He put in a blunt, fun admiration Nearby oriental bows.
Creator with fright and love Looked. And swept at Rabbi: "As I managed to conceive such a son, Helplessness condemnation mind?
Why do not know about the chain, Added a symbol? For what carelessness Gave the MOTK, whose thread will place eternity, Unknown reasons and goals? "
In the wrong light of the chramine deserted I looked at my son in anguish deep ... Oh if we penetrate the senses of God Watching his rabbi!
1958. Смотрите также: | |