Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (итал. Giovanni Pierluigi da Palestrina или Praenestinur; 1514, Палестрина — 1594, Рим) — один из величайших композиторов церковной музыки. Настоящее имя — Джованни Пьерлуиджи; род. в 1514 г. в Палестрине, по которой и получил свое прозвище. Очень молодым Палестрина поступил в хор папской капеллы. Музыкальное образование получил в строгой школе Гудимеля, из которой и вынес замечательную полифоническую технику и ясное понятие о чистоте духовного стиля и гармоничности сочетания звуков. С 1551 года Палестрина был назначен учителем музыки в ватиканской капелле, а затем с 1571 года, после смерти своего коллеги и одноклассника Джованни Анимуччи, капельмейстером. При папе Марцелле II положение Палестрины ещё более улучшилось. Перейдя на должность певчего капеллы, Палестрина мог посвящать большую часть времени на композиторскую деятельность. При папе Павле IV Палестрина, как лицо не духовное и женатый, вследствие строгих мер нового папы должен был покинуть папскую капеллу. Только место капельмейстера (1555) в церкви Латеранского дворца и в церкви Санта Мария Маджоре избавили его от крайней бедности, в которую впал Палестрина, лишившись места в папской капелле. Умер в Риме в 1594 году и похоронен в церкви Святого Петра.
Музыка: В 1560 г. Палестрина обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями. Их простая, красивая, гармоничная музыка произвела сильное впечатление и Тридентский собор (1543—1563), между прочим нашедший необходимым произвести некоторые реформы в церковной музыке, обратился к Палестрине с поручением написать пробную мессу, которая доказала бы возможность существования фигуральной музыки при церковном богослужении, так как многоголосная музыка вследствие равных контрапунктических хитросплетений наносила ущерб ясности текста и музыкальному благозвучию. Палестрина написал три мессы, каждую на 6 голосов. Все три отличались замечательными достоинствами: первая выдавалась строгим стилем, вторая нежностью, глубиной чувства и изяществом, третья, как по форме, так и экспрессии, представляла высшее проявление гениальности Палестрины. Она посвящена памяти папы Марцелла II, бывшего покровителя Палестрины, и известна под названием "Мессы папы Марцелла".
Все эти три мессы решили участь фигуральной музыки в её пользу. Папа Пий IV, услышав эту мессу, воскликнул: "Здесь Иоанн (т. е. Палестрина) в земном Иерусалиме дает нам предчувствие того пения, которое св. апостол Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме". С тех пор и на долгое время сочинять в стиле Палестрины было обязательно для композиторов католической духовной музыки. Сочинения Палестрины составляют вершину развития церковной контрапунктической музыки a capella, т.е. хоровой музыки без инструментального сопровождения.
Отличительная черта полифонической музыки Палестрины заключается именно в том, что автор, при всей её сложности, смог придать ей ясность, непринужденность и выразительность и вместе с тем истинное молитвенное настроение. К тексту Палестрина относился с большим вниманием, заботливо (в смысле правильного произношения) подлаживая слова под музыку, что и способствовало их ясности. Палестрина написал громадное количество произведений, из которых только самая небольшая часть (мадригалы) принадлежит светской музыке. Им написаны: мессы, мотеты, ламентации, гимны, оффертории, магнификаты, литии, псалмы, мадригалы и проч. Интересные факты: Немецкий композитор Ханс Пфицнер посвятил эпизоду, связанному с написанием Палестриной "Мессы папы Марцелла", оперу "Палестрина", премьера которой состоялась в 1917 г. Giovanni Pierluigi da Palestrina (Italian Giovanni Pierluigi da Palestrina or Praenestinur;. 1514, Palestrina - 1594, Rome) - one of the greatest composers of church music. Real name - Giovanni Pierluigi; b. in 1514 in Palestrina, for which he received his nickname. Very young Palestrina Choir entered the papal chapel. Music education in a strict school Gudimelya from which and made remarkable polyphonic technique and a clear understanding of the spiritual purity of style and harmony of sound combinations. Since 1551 Palestrina was appointed as a teacher of music in the chapel of the Vatican, and then in 1571, after the death of his colleague and classmate Giovanni Animuchchi, conductor. When Pope Marcellus II Palestrina situation is even more improved. Turning to the position of singing chapel, Palestrina could devote most of their time composing work. When Pope Paul IV Palestrina, as a person who is not spiritual and married, as a result of austerity measures of the new Pope had to leave the papal chapel. Only place Kapellmeister (1555) in the church of the Lateran Palace and the Church of Santa Maria Maggiore relieved him of extreme poverty, which fell Palestrina, having lost a place in the papal chapel. He died in Rome in 1594 and was buried in St. Peter's Church.
Music: In 1560 Palestrina drew the public attention his improperiyami. They are simple, beautiful, harmonious music made a strong impression and the Council of Trent (1543-1563), among others who found it necessary to make some reforms in church music, he turned to Palestrina with the request to write a test mass that would have proved the possibility of the existence of figural music at church services, since due to the polyphonic music of equal contrapuntal intricacies damaging to the clarity of the text and musical euphony. Palestrina wrote three masses every 6 votes. All three differed remarkable advantages: the first was issued strict style, the second tenderness, depth of feeling and grace, and the third, both in form and expression, represent the highest expression of the genius of Palestrina. It is dedicated to the memory of Pope Marcellus II of, the former patron of Palestrina, and is known as the "Pope Marcellus Mass".
All three of these masses decide the fate of figural music in its favor. Pope Pius IV of, hearing the Mass, said: "Here John (ie, Palestrina..) In the earthly Jerusalem, gives us a foretaste of singing that St. Apostle John in the prophetic ecstasy, heard the heavenly Jerusalem.". Since then, and for a long time to write in the style of Palestrina was necessary for the Catholic composers of sacred music. Works by Palestrina make up the top of the church contrapuntal music a capella, ie choral music without instrumental accompaniment.
A distinctive feature of polyphonic music of Palestrina lies in the fact that the author, in spite of its complexity, was able to give it clarity, ease and expressiveness, and yet true prayerful mood. The text Palestrina treated with great attention and care (in the sense of correct pronunciation) self-tuned words to the music, and that contributed to their clarity. Palestrina wrote enormous amount of works, of which only a very small part (madrigals) belongs to secular music. He wrote: Masses, motets, lamentations, hymns, offertorii, Magnificats, lithium, psalms, madrigals, and so on. Interesting Facts: German composer Hans Pfitzner dedicated episodes associated with the writing of Palestrina "Pope Marcellus Mass", the opera "Palestrina", which premiered in 1917, Смотрите также: | |