Антиформалистический раёк (ок.1957) «Антиформалистический раёк» Д. Шостаковича в его окончательной редакции можно охарактеризовать как одноактную сатирическую оперу или кантату. Жанр сочинения, безусловно, восходит к аналогичному произведению Модеста Мусоргского, а от него к народному райку — «театру картинок». В начале двадцатых годов в Петрограде юный Шостакович мог видеть и слышать последних живых «раёшников». По праздникам они показывали на улицах свои представления, в которых яркие, часто карикатурные изображения (картинки) сопровождались комическими вокальными комментариями. Шостакович начал сочинять «Раёк» в мае 1948 года. Это был непосредственный отклик на «Постановление Центрального Комитета Коммунистической Партии от 10 февраля» и многочисленные собрания (продолжавшиеся иногда неделями), митинги и публикации в прессе, осуждающие деятельность представителей «антинародного, формалистического направления в музыке». Трудно переоценить всю болезненность удара, нанесённого Шостаковичу этими событиями. Автора «Ленинградской» симфонии, поведавшей всему миру об ужасах войны и героизме советских людей, с громадным успехом исполнявшейся в десятках стран самыми выдающимися дирижёрами и оркестрами, безжалостно и безосновательно критиковали публично не только партийные деятели, но и коллеги композиторы, музыковеды и исполнители. Его называли композитором с «недоразвитым мелодическим даром», сочиняющим «отвратительные» произведения, «какафонию» и «заумь». Шостакович был уволен из числа профессоров Ленинградской консерватории «по сокращению штатов», его сочинения перестали исполнять крупнейшие советские оркестры. Композитор оправдывался, выражал «благодарность за критику», обещал исправиться и заверял, что «будет пытаться создавать произведения, понятные и близкие народу». Он пишет ораторию «Песнь о лесах», ряд патриотических массовых песен, музыку к кинофильмам о войне. И... тайно работает над «Райком», в котором высмеивает своих убогих критиков и коллег, даёт волю едкой иронии и блестящему остроумию. «Раёк» — единственное крупное сочинение Шостаковича, написанное на собственный текст. Сюжет «Райка» рассказывает о собрании «музыкальных деятелей и деятельниц» на тему «Реализм и формализм в музыке». Ведущий последовательно предоставляет слово для выступления трём ораторам. Сидящие в зале бурно приветствуют речи «знатоков». В литературной основе текста лежат подлинные высказывания партийных лидеров того времени (несомненно сходство: Единицин — Сталин, Двойкин — Жданов, Тройкин — Шепилов), их характерные речевые интонации, даже неправильные ударения в словах. В музыке «Райка» большую роль играют различные музыкальные цитаты. Так, во время выступления Единицына и Двойкина постоянно звучит традиционный на подобного рода собраниях туш; слово Единицына во многом основано на мелодии народной грузинской песни «Сулико», горячо любимой грузином Сталиным; в заключительном эпизоде речи Двойкина использован популярный кавказский танец «Лезгинка»; выступление Тройкина начинается с мелодии русской народной песни «Камаринская», а затем последовательно звучат интонации песни Тихона Хренникова из популярного кинофильма «Верные друзья», русская народная песня «Калинка» и, наконец, в заключительной сцене с хором — знаменитые куплеты из комической оперы Планкетта «Корневильские колокола». Первая редакция «Райка» была готова к лету 1948 года. Шостакович тайно показал её лишь нескольким своим самым близким друзьям. Общественно-политическая ситуация хрущёвской «оттепели» конца пятидесятых — начала шестидесятых годов позволила надеяться на публичное исполнение и публикацию сочинения и композитор закончил вторую, чистовую редакцию, расширив роль хора и подготовив ряд исполнительских ремарок и замечаний. Запрещение премьерного показа в 1962 году тринадцатой симфонии Шостаковича и ряд громких политических процессов в Советском Союзе зачеркнули надежды на концертную жизнь «Райка». По свидетельству близких друзей композитора, в своём окончательном виде «Антиформалистический раёк» был завершён в 1968 году. Anti-formalist rayok (ok.1957) "Anti-formalist rayok" Shostakovich in its final form, can be described as a one-act satirical opera or cantata. Genre works, of course, goes back to a similar product of Modest Mussorgsky, and from there to the national Raicu - "theater of images". In the early twenties in Petrograd young Shostakovich could see and hear the last living "raёshnikov". On Sundays they have shown on the streets of their submission, in which bright, often caricatured images (pictures) accompanied comic vocal comments. Shostakovich began composing "Rayok" in May 1948. It was a direct response to the "Decision of the Central Committee of the Communist Party of February 10," and numerous meeting (which lasted sometimes for weeks), meetings and publications in the press condemning the activities of representatives of the "anti-people, the formalistic trend in music." It is difficult to overestimate the whole painful blow inflicted by Shostakovich these events. Author of "Leningrad" Symphony, told the world about the horrors of war and the heroism of the Soviet people, with great success performing in dozens of countries, the most prominent conductors and orchestras, relentlessly and groundlessly criticized publicly not just party leaders, and fellow composers, musicologists and performers. He was called by the composer with "underdeveloped melodic gift" to compose "disgusting" products, "cacophony" and "nonsense". Shostakovich was dismissed from the number of "redundancy" of the Leningrad Conservatory professors, his works have ceased to perform the largest Soviet orchestras. Composer justified, he expressed "gratitude for criticism", promised to reform, and assured that "will try to create works that are understandable and close to the people." He wrote the oratorio "Song of the Forests," a series of mass patriotic songs, music for films about the war. And ... secretly working on a "regional committee", which mocks his poor critics and colleagues, he will give a biting irony and a brilliant wit. "Rayok" - the only major work of Shostakovich, written in your own text. The plot of "Raika" talks about meeting "musical figures and activist" on "Realism and formalism in music." Lead series provides a floor to the three speakers. Sitting in the audience acclaim speech "experts". In the literary basis of the text are true statements of party leaders of the time (certainly similarities: Edinitsin - Stalin, Dvoykin - Zhdanov, Troykin - Shepilov), their characteristic tone of voice, even the wrong accents in words. In music, "Raika" play an important role various musical quotations. So, during a speech Edinitsyna and constantly Dvoykina traditional sounds on this kind of meetings carcasses; word Edinitsyna largely based on folk melodies of Georgian song "Suliko" beloved Georgian Stalin; in the final episode of the popular speech Dvoykina used Caucasian dance "Lezginka"; performance Troykina begins with the melody of the Russian "Kamarinskaya" folk song, and then consistently sound intonation songs Khrennikov from "True Friends" the popular movie, Russian folk song "Kalinka" and, finally, in the final scene with the chorus - the famous couplets of comic Plunkett Opera "Corneville." The first edition of "Raika" was ready by the summer of 1948. Shostakovich secretly showed it to a few of his closest friends. Socio-political situation Khrushchev "thaw" of the late fifties - early sixties allowed to hope for the public performance and publication of the works of the composer and finished second, finishing edition, expanding the role of the choir and produced a number of performing remarks and comments. Prohibition of the premiere in 1962, the Thirteenth Symphony Shostakovich, and a number of high-profile political trials in the Soviet Union crossed out hope for a concert life "Raika". According to close friends of the composer, in its final form of "anti-formalist rayok" it was completed in 1968. | |