Дутар - древний персидский музыкальный инструмент из семейства танбуровидных, широко распространенный в Иране, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Афганистане, Пакистане и у китайских уйгуров. В Иране чаще всего его можно встретить в останах Голестан и Хорасан. Первые свидетельства об инструменте появляются в XV веке, среди них найденная археологами в раскопках древнего персидского города Мерв (Мары) статуэтка "Странструющий Бахши" и Манускрип Топрак-Кала, в котором находится изображение девушки, играющей на дутаре. Дутар развился из хоросанской разновидности древнего танбура. В Средней Азии является неотъемлемой частью музыкальной культуры и творчества народных певцов Бахши, хранителей музыкальной и поэтической традиции, классических произведений и древних инструментов.
Дутар имеет вытянутый грушевидный корпус, состоящий из множества ребер, как правило изготавливающихся из шелковицы, он имеет длинный гриф из древесины абрикоса с 13 навязными ладами, иногда длинна инструмента может доходить до двух метров. Традиционно дутар имеет две струны, сплетенных из нитей шелка, традиционно из 8 вяжется мелодическая струна, вторая же из 10. Когда дутар готов, лютье оставляют его сушиться на жарком среднеазиатском солнце в течении лета, что, как они утверждают, придает инструменту его уникальный звук.
Для дутара написаны целые произведения, такие как Кырклак, Салтыклар и Мукамлар. Существует множество легенд о соревновании великих мастеров между собой, одна из которых повествует о поединке, в котором один из участников подрезал струну противнику, и во время выступления она порвалась, но мастер продолжил играть только одной рукой и сумел победить в поединке, тем самым вызволив своего брата из плена. Дутар занимает свое почетное место в традиции макома и шашмакома. Считается что сам звук дутара изгоняет злых духов. Женщины наравне с мужчинами имели право играть на дутаре, в истории Узбекистана существует много тому свидетельств и изображений.
Техника игры на дутаре высоко развита и отличается сложной ритмической текстурой и обилием легато, строй инструмента меняется от региона к региону, но чаще всего бывает квартовым. Из знаменитых исполнителей можно назвать Хаджа Гхорбана Сулеимани, известного исполнителя из Ирана, Адбулазиза Русулаева, знаменитого узбекистанского музыканта XIX века, и Абдурахима Хамидова. Сегодня дутар продолжает жить и радовать своим прекрасным звучанием слушателей, сохраняя в XXI веке свою традиционность. Datar is an ancient Persian musical instrument from a family of Tanburovid, widespread in Iran, Uzbekistan, Turkmenistan, Tajikistan, Afghanistan, Pakistan and Chinese Uigurs. In Iran, it can most often be found in the remains of the Goleztan and Horacean. The first testimonies about the instrument appear in the XV century, among them found by archaeologists in the excavations of the ancient Persian city of Merv (Mary) Statuette "Warer Bakhshi" and Manuscript Toprak Cala, in which there is an image of a girl playing on Dutar. Datar developed from the Khaorosian variety of ancient Tanabura. In Central Asia, it is an integral part of the musical culture and creativity of folk singers Bakhshi, the keepers of the musical and poetic tradition, classical works and ancient instruments.
Datar has an elongated pear body, consisting of a set of ribs, usually manufactured from a mulberry, it has a long neck of apricot wood with 13 intrusion frets, sometimes long tool can reach up to two meters. Traditionally, Datar has two strings woven from silk threads, traditionally from 8 ties melodic string, the second one of 10. When Datar is ready, Tortey leaves it to dry on the hot Central Asian sun during the summer that, as they claim, gives the tool its unique sound .
For Dutar, whole works are written, such as Kyrklak, Saltyklar and Mukamlar. There are many legends about the competition of great masters among themselves, one of whom tells about a fight in which one of the participants cut a string to the enemy, and during the speech it broke, but the master continued to play only one hand and managed to win in the duel, thereby having his own Brother from captivity. Datar takes its honorable place in the tradition of Mac and Shashmac. It is believed that the sound of the Dutar is expelled evil spirits. Women on a par with men had the right to play on Dutar, in the history of Uzbekistan there are many evidence and images.
Dutier's game technique is highly developed and is distinguished by a complex rhythmic texture and abundance legato, the tool system varies from the region to the region, but most often there can be a quart. From the famous performers, you can call the Hajj Ghhorbana Suleimiani, a famous artist from Iran, Adculaziza Rusulaev, the famous Uzbek musician of the XIX century, and Abdurahim Khamidov. Today, Datar continues to live and delight his beautiful sound of listeners, keeping his traditional in the 21st century. | |