Ответ шейха Мухаммада ибн Хади аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, о требовании знаний в Медине, и о необходимости посещать уроки учёных Вопрос: Уважаемый шейх. Среди нас (студентов) есть некоторые разногласия, от которых мы хотим избавиться. Вопрос касается человека, который приехал требовать знание в Медину. Достаточно ли ему ограничиться уроками в университете или же ему необходимо, так же, получать пользу за его пределами, на уроках учѐных ? Чему нужно отдать предпочтение ? Ибо среди нас есть те, которые считают, что нужно отдать предпочтение урокам в университете и не посещают уроков за его пределами. А когда мы спрашиваем его об этом, оправданием его является – недостаток времени (загруженность). Так же из нас есть те, которые считают что основная польза – это посещение уроков шейхов, объясняя это тем, что они опасаются упустить то благо, которое есть на этих уроках и собраниях (из знания), тем более что касается данного места (Медины) и других мест. Мы просим у вас наставления и разъяснение данного вопроса? Шейх ответил: «Неужели этот брат, говорящий такое, совсем не находит времени (для посещения уроков ученых)?! То есть, начиная с фаджра и до ‘иша он полностью занят (университетом)?! С большей доли уверенности можно предположить, что на завтрак (и после него, или на обед и после), как минимум, этот брат тратит от 30 минут до 1 часа. То же самое после ‘асра – 1 час, 45 минут у него перерыв (отдых и т.п.). Между магърибом и ‘иша, если посмотрим, увидим, что он проводит его за общением со своим приятелем, теряя на это время… Так оно и есть. Поистине, это ничто иное как игры шайтана с этим человеком !! Второе: у этого человека все же есть возможность совместить и то и другое. Уроки в университете – это основа
1
, в них благо, в них благодать. Однако, выдели для них время и выдели время для того, чтобы получить пользу от учѐных, на которых другие просто мечтают посмотреть (в живую), мечтают пообщаться с ними один на один, без посредников. Аллах привѐл тебя к ним, как же ты оставляешь встречи с ними, требование знания у них?! Ведь им это не повредит !! Если посчитать, посмотреть, то ты сможешь распределить время и объединить эти важные дела … Уроки шейхов в основном проходят между магърибом и ‘иша, или после ‘иша. Возможность совместить то и то есть. Однако я боюсь, что это всего лишь забава шайтана этим человеком ! Шайтана, который отдаляет его от того, чтобы он получил пользу от этих учѐных, от учѐных которые рядом с ним, пришли со своим знанием к нему. Он (этот студент) находится рядом с ними, но не берѐт пользу от них ! Потом, у этого бывают плохие последствия! Вернѐтся этот (студент) в свою страну и его спросят от кого он взял свои знания ?? Известные ученые преподают в мечети пророка, мир ему и благие приветствия, так же в других мечетях, у кого из них ты взял знание ? Кто из них тебя знает ? И не будут после обращаться к нему (к такому студенту) !
«Тот, кто не проделал путь, тот не достиг цели»
3
ً
ِ ً
Тот, кто не взял знания от шейхов, ученых, от того не берѐтся знание ! Он приходит в город (мечеть) пророка, мир ему и благие приветствия, которая полна учѐных и не берѐт от них !! Вернѐтся потом такой неизвестным (и без знания). Это и есть плохие последствия. Следующий момент. Приехал ли он (этот студент), чтобы избавить себя от невежества? Чтобы изучить свою религию? Или же он приехал, чтобы получить определѐнную степень (должность)?? Некоторые из людей получили степени докторов, магистров, и клянусь Аллахом, не извлекли пользы !! Если нет у тебя знания, не поможет тебе этот диплом. Этот диплом – это лишь часть знаний, в которой ты ограничился
4
. Однако, знание – оно берѐтся от учѐных. И этот человек обязан приложить все усилия для того, чтобы требовать знание ради Аллаха, чтобы Ответ шейха Мухаммада ибн Хади аль-Мадхали, да сохранит его Аллах, о требовании знаний в Медине, и о необходимости посещать уроки учёных Вопрос: Уважаемый шейх. Среди нас (студентов) есть некоторые разногласия, от которых мы хотим избавиться. Вопрос касается человека, который приехал требовать знание в Медину. Достаточно ли ему ограничиться уроками в университете или же ему необходимо, так же, получать пользу за его пределами, на уроках учѐных ? Чему нужно отдать предпочтение ? Ибо среди нас есть те, которые считают, что нужно отдать предпочтение урокам в университете и не посещают уроков за его пределами. А когда мы спрашиваем его об этом, оправданием его является – недостаток времени (загруженность). Так же из нас есть те, которые считают что основная польза – это посещение уроков шейхов, объясняя это тем, что они опасаются упустить то благо, которое есть на этих уроках и собраниях (из знания), тем более что касается данного места (Медины) и других мест. Мы просим у вас наставления и разъяснение данного вопроса? Шейх ответил: «Неужели этот брат, говорящий такое, совсем не находит времени (для посещения уроков ученых)?! То есть, начиная с фаджра и до ‘иша он полностью занят (университетом)?! С большей доли уверенности можно предположить, что на завтрак (и после него, или на обед и после), как минимум, этот брат тратит от 30 минут до 1 часа. То же самое после ‘асра – 1 час, 45 минут у него перерыв (отдых и т.п.). Между магърибом и ‘иша, если посмотрим, увидим, что он проводит его за общением со своим приятелем, теряя на это время… Так оно и есть. Поистине, это ничто иное как игры шайтана с этим человеком !! Второе: у этого человека все же есть возможность совместить и то и другое. Уроки в университете – это основа
1
, в них благо, в них благодать. Однако, выдели для них время и выдели время для того, чтобы получить пользу от учѐных, на которых другие просто мечтают посмотреть (в живую), мечтают пообщаться с ними один на один, без посредников. Аллах привѐл тебя к ним, как же ты оставляешь встречи с ними, требование знания у них?! Ведь им это не повредит !! Если посчитать, посмотреть, то ты сможешь распределить время и объединить эти важные дела … Уроки шейхов в основном проходят между магърибом и ‘иша, или после ‘иша. Возможность совместить то и то есть. Однако я боюсь, что это всего лишь забава шайтана этим человеком ! Шайтана, который отдаляет его от того, чтобы он получил пользу от этих учѐных, от учѐных которые рядом с ним, пришли со своим знанием к нему. Он (этот студент) находится рядом с ними, но не берѐт пользу от них ! Потом, у этого бывают плохие последствия! Вернѐтся этот (студент) в свою страну и его спросят от кого он взял свои знания ?? Известные ученые преподают в мечети пророка, мир ему и благие приветствия, так же в других мечетях, у кого из них ты взял знание ? Кто из них тебя знает ? И не будут после обращаться к нему (к такому студенту) !
«Тот, кто не проделал путь, тот не достиг цели»
3
ً
ِ ً
Тот, кто не взял знания от шейхов, ученых, от того не берѐтся знание ! Он приходит в город (мечеть) пророка, мир ему и благие приветствия, которая полна учѐных и не берѐт от них !! Вернѐтся потом такой неизвестным (и без знания). Это и есть плохие последствия. Следующий момент. Приехал ли он (этот студент), чтобы избавить себя от невежества? Чтобы изучить свою религию? Или же он приехал, чтобы получить определѐнную степень (должность)?? Некоторые из людей получили степени докторов, магистров, и клянусь Аллахом, не извлекли пользы !! Если нет у тебя знания, не поможет тебе этот диплом. Этот диплом – это лишь часть знаний, в которой ты ограничился
4
. Однако, знание – оно берѐтся от учѐных. И этот человек обязан приложить все усилия для того, чтобы требовать знание ради Аллаха, чтобы | |