В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, "горестями и радостями его жизни. Свою любовь к родине Лермонтов называет «странной» потому, что он любит в своей стране народ, природу, но ненавидит «страну господ», самодержавно-крепостническую, официальную Россию. Именно таким был патриотизм Лермонтова и Радищева, Грибоедова и Пушкина, современников поэта — Белинского и Герцена и последующего поколения — революционеров-демократов 60-х годов XIX века Чернышевского и Добролюбова. В стихотворении Лермонтова «Родина» Добролюбов находил полное выражение такого истинного патриотизма. Он писал: «Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение «Родина», в котором он понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно. Он говорит: Люблю отчизну я, но странною любовью; Не победит её рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни тёмной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Что же любит этот поэт, равнодушный и к воинской славе, и к величавому покою государства, и даже к преданьям тёмной старины, записанным смиренными иноками-летописцами?.. Вот что он любит: Просёлочным путём люблю скакать в телеге... И т. д. Полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». Высокий патриотизм Лермонтова прекрасно раскрывается в этом небольшом стихотворении, написанном так задушевно. В реалистической лирике Лермонтов достигает большого художественного мастерства. Стихотворный язык Лермонтова-реалиста сохраняет присущую его ранним, романтическим стихотворениям выразительность. Лермонтов не отказывается от широкого использования эпитетов, отражающих душевные переживания, от взволнованной речи, насыщенной вопросительными и восклицательными предложениями. Но он меньше применяет метафор, особенно развёрнутых. Его стих становится проще, живее, достигает естественной непринуждённой разговорной речи. У Лермонтова появляются повествовательные стихотворения: «Три пальмы», «Дары Терека», «Спор». Шире использует Лермонтов ритмические возможности русского стиха. Он начинает чаще применять трёхсложные размеры (дактиль, анапест, амфибрахий, допускает чередование амфибрахия с анапестом). Так, например, в стихотворении «Русалка» (1836): Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной... первый стих — амфибрахий, второй — анапест. Создаёт Лермонтов и нового типа строфы. В стихотворении «Бородино» он применяет семистрочную строфу с своеобразной рифмовкой (аабвввб). In this poem Lermontov opposes patriotism patriotism official, state-owned. He declares his blood relationship with the Russian, his native nature, with the Russian people, & quot; sorrows and joys of his life. His love for the motherland Lermontov calls "strange" because he loves the people in their country, nature, but hates "country gentlemen" autocratic feudal, official Russia. Such was the patriotism and Radishcheva Lermontov, Griboyedov and Pushkin, the poet's contemporaries - Belinsky and Herzen, and the next generation - the revolutionary democrats of 60-ies of the XIX century, Chernyshevsky and Dobrolyubov. In Lermontov's poem "Homeland" Dob found complete expression of true patriotism. He wrote: "Lermontov ... had, of course, enormous talent and who could understand the shortcomings of early modern society knew how to understand and that the salvation of this false path is found only in people. The proof is his wonderful poem "Homeland" in which he realizes the love of the fatherland is true, holy and reasonable. He says: I love the fatherland, but a strange love; I do not win it my reason, nor fame, bought with blood, Neither the full confidence proud rest, No dark antiques cherished legends Do not stir, I am pleased to dreams. What love this poet, indifferent to military glory, and to the majestic tranquility of the state, and even to the traditions of dark antiquity recorded humble monk-chroniclers? .. That's what he likes: Roads in the villages by love to ride in a wagon ... and so on. D. The full expression of pure love for the people, humane look at his life and can not demand from the Russian poet. " High patriotism Lermontov beautifully revealed in this small poem written so sincerely. The realist lyrics Lermontov reaches great artistic skill. Lermontov's poetic language realist retains its inherent early, romantic poems expressive. Lermontov does not waive widespread use of epithets, reflecting the spiritual experiences, from the rough voice, rich question and exclamation sentences. But he uses metaphors less, especially deployed. His verse is easier, more alive, it reaches a natural casual conversation. Lermontov appear narrative poem "Three palm trees", "Gifts of the Terek River," "dispute". Wider use of Lermontov rhythmic possibilities of Russian verse. He begins most often used trёhslozhnye dimensions (dactyl, anapaest, amphibrach admits amphibrach alternating with anapaest). For example, in the poem "The Mermaid" (1836): Mermaid swam the river blue Ozaryaema full moon ... the first verse - amphibrach second - anapaest. It creates a new type of Lermontov and stanzas. In the poem "Borodino" he applies semistrochnuyu stanza with an original rhyme (aabvvvb). | |