В кругах Союза Благоденствия оброк считался не только лёгкой формой
крепостной зависимости, но и путём к освобождению крестьян. Такое
толкование Пушкин мог услышать от И.С. Тургенева, с которым общался в
Петербурге. В специальной заметке «Нечто о барщине» декабрист писал:
«Рассмотрим состояние оброчного крестьянства. Здесь, прежде всего, я
должен заметить к чести тех помещиков, у которых крестьяне находятся на
оброке, что мне весьма редко случалось находить крестьян, платящих
оброк чрезмерный и для них изнурительный <...> Помещики никогда не
живут в оброчных деревнях. Крестьяне оброчные управляют сами собою,
посредством своих выборных, сотских, бурмистров». Умеренный ( «лёгкий» ) оброк колебался от 18 руб.50 коп. до 25
руб. ассигнациями. Видимо, такой оброк и ввёл Онегин в своих
деревнях. Но оптимизм
Тургенева был необоснован: оброк не был путём к освобождению. Однако
положение оброчных крестьян всё же было более легким, чем положение
барщинных, и перевод на оброк воспринимался в 20-х годах XIX века как
мера либеральная, а если оброк был «лёгким» - даже вольнодумная.
In the circles of the Union of Welfare dues it was considered not only a mild form
serfdom, but also the path to the liberation of the peasants. this
interpretation of Pushkin could hear from IS Turgenev, with whom communicated in
Petersburg. In a special article "Something about serfdom" Decembrist wrote:
"Consider the state rent-paying peasants. Here, first of all, I
I must say to the credit of the landlords, the peasants who are on
quitrent that I rarely happen to be peasants, paying
excessive rents and exhausting for them & lt; ... & gt; Landowners never
They live in a quit-villages. Farmers obrok manage by themselves,
through their elected, constables, bailiffs. " Moderate ( "light"), rents ranged from 18 rub.50 cop. 25
rub. banknotes. Apparently, such rents and introduced in his Onegin
villages. But optimism
Turgenev was unfounded: rents was not the path to liberation. but
position of quit-rent peasants still was lighter than that of the
barshchina and transfer to rents was seen in the 20-ies of the XIX century as
liberal measure, and if rents were "light" - even Free-thinking.