В 3-й части, Credo, господствуют драматические контрасты.
Credo in unum Deum — широкая строгая мелодия григорианского хорала проходит последовательно (в имитации) у всех голосов хора на фоне торжественного и мерного движения оркестровых басов.
С 9 минуты - Et incarnatus (И воплотившегося) 5-голосный хор возвращает к скорбным образам. Тяжелые мерные басовые ноты словно придавливают, жалобно звучат «вздохи» струнных. Простая, строгая, полная затаенного страдания мелодия интонируется хором. Голоса наслаиваются один на другой, создавая насыщенную музыкальную ткань. Скорбное размышление приводит к следующему номеру.
Crucifixus etiam pro nobis (Распятого за нас) - трагическая кульминация Мессы, повесть о крестных муках Спасителя. В этом проникновенном эпизоде, написанном в духе итальянской арии ламенто, Бах использовал форму пассакальи. Тринадцать раз в басу появляется одна и та же мелодия — мерно, неуклонно спускающийся мрачный хроматический ход. На его фоне возникают отдельные аккорды струнных и деревянных инструментов, отрывочные, словно вздохи и стенания, реплики хора. В конце мелодия спускается все ниже, никнет, и словно обессиленная, умирает. Все умолкает. И сразу широким ликующим потоком света все зальют звуки хора Et resurrexit, воспевающего Воскресение, победу жизни над смертью.
В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» — о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» — о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу — страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.
Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в «Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus». Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit». В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни — скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.
Месса си минор (Высокая месса), BWV 232 — месса-кантата, музыкальное произведение Иоганна Себастьяна Баха для солистов, оргáна, хора и оркестра, написанное на латинский текст католической литургии. При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях. Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию. Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона. Высокая месса Баха невероятно масштабна по сравнению с традиционными. The third movement, Credo, is dominated by dramatic contrasts.
Credo in unum Deum - the broad, strict melody of the Gregorian chant runs sequentially (in imitation) for all voices of the choir against the background of the solemn and measured movement of the orchestral bass.
From 9 minutes - Et incarnatus (And incarnated) 5-voice choir returns to the mournful images. Heavy, measured bass notes seem to press down, the "sighs" of the strings sound plaintively. Simple, strict, full of hidden suffering, the melody is intoned by the chorus. The voices are layered one on top of the other, creating a rich musical fabric. Mournful reflection leads to the next number.
Crucifixus etiam pro nobis (Crucified for us) is the tragic culmination of Mass, the story of the Savior's torment on the cross. In this heartfelt episode, written in the spirit of the Italian lamento aria, Bach used the form of a passacaglia. Thirteen times, the same melody appears in the bass - a steadily, steadily descending dark chromatic move. Against its background, separate chords of strings and wooden instruments appear, fragmentary, like sighs and groans, replicas of the choir. At the end, the melody descends lower and lower, dies, and as if exhausted, dies. Everything falls silent. And at once the sounds of the chorus Et resurrexit, glorifying the Resurrection, the victory of life over death, will flood everyone with a wide jubilant stream of light.
Et incarnatus speaks of the birth of a man who will take upon himself the sins of the world; in the Crucifixus, the crucifixion and death of Jesus; in Et ressurexit, about his resurrection. As always in Bach, the pages dedicated to Jesus - the suffering man, are the most heartfelt and emotionally intense.
The movement of musical images leads to the strongest growth of tragic elements. The hopeless grief, the feeling of doom in Et incarnatus is deepened by the terrible picture of death, human grief in Crucifixus. All the more shocking is the dramatic effect produced by the sudden burst of delight, the all-embracing joy in Et ressurexit. In contrast to death and the all-conquering power of life - the hidden meaning of this peculiar cycle. Various aspects of the same idea constitute the main content of the entire work.
Mass in B minor (High Mass), BWV 232 - Mass cantata, a piece of music by Johann Sebastian Bach for soloists, organ, chorus and orchestra, written in the Latin text of the Catholic liturgy. During his lifetime, Bach was not performed in its entirety, only the first two parts he sometimes used in Sunday services. Mass in B minor is called Bach's philosophical confession, the most complete expression of his attitude to the world. As in Passions, the composer revealed his ideal of life here, referring to that high in man, which is not subject to time: readiness for moral feat, for self-sacrifice. The philosophical content of the Mass was embodied in a monumental, innovative form, which significantly expanded the scope of the traditional canon. Bach's High Mass is incredibly large compared to the traditional ones. Смотрите также: | |