Спектакль по древнеиндийскому эпосу Музыка С.Балисаняна
Ведущий, поэт – В.Полупариев Рама, юный правитель Кошалы – Г.Печников Лакшаман, брат Рамы – Ю.Лученко Сита, жена Рамы – М.Куприянова Раван, повелитель ракшасов (демонов) – И.Воронов Дашаратха, старый правитель Кошалы, отец Рамы – Б.Чукаев Жёны Дашаратхи: Каушалья – Г.Степанова Сумитра – М.Лукашевич Кайкейи – В.Меньковская Сыновья Дашаратхи, младшие братья Рамы: Бхарата – Н.Каширин Шатругна – А.Бордуков Васиштха, советник Дашаратхи – Ю.Карпов Мантхара, служанка Кайкейи – Н.Терновская Джанака, правитель Митхилы – О.Михайлов Юный жених – А.Хотченков Сильный жених – Н.Власов Высокий жених – В.Кисленко Толстый жених – А.Юпатов Глашатай – Г.Молодцов Кумбхакарна, брат Равана – В.Калмыкаов Шурпанакха, сестра Равана – Н.Терновская Джатаю, царь ястребов – В.Кисленко Сугрива, царь обезьян – А.Щукин Хануман, советник Сугривы – М.Андорсов Первая обезьяна – А.Комиссаров Вторая обезьяна – Н.Каширин Третья обезьяна – М.Лукашевич Четвёртая обезьяна – Г.Молодцов Ракшасы, обезьяны, слуги – артисты Центрального детского театра
Постановка В.Колесаева. Режиссер Г.Печников. Оркестр ГАБТа СССР. Дирижер М.Эрмлер Звукорежиссер М.Пахтер. Редактор М.Бутырская. Художник Б.Белов
1982
* * *
В далёкой Индии две, а может быть, и три тысячи лет тому назад была сложена песня о Раме, о герое, который был беззаветно предан своему долгу – долгу перед родным народом, перед страной, перед своими родными и близкими, - долгу перед человечеством. Борьбе за правду и справедливость, борьбе против зла и насилия он посвятил всю свою жизнь. Не было в мире силы, которая могла бы вынудить его отказаться от своих светлых идеалов, от своих высоких целей. Рама твёрдо и неизменно верил в то, что добро обязательно восторжествует над злом, что правда победит неправду. Эта вера давала ему силу выстоять и на трудных путях испытаний, ниспосланных судьбой, и в тяжелейших битвах… Автор самой древней, первой песни о Раме никому не известен. Эту песню сложил народ, выразив в ней свою мечту о таком идеальном, непобедимом, самоотверженном герое. И, наверное, была она сначала небольшой, эта песня, и исполняли её странствующие певцы-сказители, бродя по стране из города в город, из деревни в деревню. Вполне вероятно, что Рама – герой не выдуманный. Видимо, жил в древней Индии юный царевич, снискавший себе славу бесстрашного воина и несгибаемого борца за честь и справедливость. Народ не забыл его, и с каждым новым веком прибавлялись к первой песне о нём всё новые и новые сказания, отражавшие в себе всё лучшее, что порождает народная фантазия, всё самое ценное, чем она может украсить образ любимого героя. И постепенно сложилась большая поэма, носящая название "Рамаяна". Она вошла в золотой фонд мировой литературы и заслуженно считается выдающимся памятником древнеиндийского эпоса. В Индии многие считают, что её создал один автор – поэт по имени Вальмики, но трудно поверить в то, что этот огромный эпос, содержащий 48 тысяч стихотворных строк, был написан одним человеком. У этой поэмы коллективный автор, а имя его – народ Индии. Это подтверждается ещё и тем, что с течением времени появлялись всё новые и новые "Рамяны", порождаемые в каждом уголке страны, вырастающие, словно волшебные неувядающие цветы, на неиссякаемо плодородной почве творческого гения индийского народа. На всех языках Индии существуют свои варианты этой великой поэмы, иногда очень близкие, а иногда даже мало похожие один на другой. Но любовь индийцев к этому эпосу неизменна – почти в каждой семье первой легендой, первой сказкой, которую слышат дети, является "Рамаяна", почти в каждой семье кто-нибудь носит имя одного из героев этой поэмы, и по всей стране молодое поколение воспитывается на примере поступков, поведения и образа мыслей этих героев. Народное творчество – это сказочная страна, не знающая границ и горизонтов, это океан, не имеющий дна. В многонациональной, многоплеменной Индии народное творчество особенно богато и разнообразно. И нет такой его отрасли, в которой не нашла бы своего отражения "Рамаяна". Скульпторы, не оставившие потомкам своих имен, век за веком украшали храмы пластичными и выразительными изваяниями и рельефами, изображавшими персонажей поэмы и различные эпизоды из неё. Деревенские и городские мастера художественного ремесла наносили изображения героев поэмы не только на керамические сосуды или предметы из металла, дерева и слоновой кости, но и на ткани и тканые изделия. Наиболее же глубокий и неизгладимый след оставила "Рамаяна" в народном театре и танце. В этой стране существуют самые разные формы народного театра: театр масок, театр теней, кукольный театр, театр певцов и сказителей и театр танцоров. В течение веков складывались те изобразительные приёмы, те способы игры, которые характерны не только для каждого из этих видов театра, но и для каждой группы актёров, живущих и выступающих в той или иной области Индии. Чаще всего эти группы являлись небольшими ко Performance on ancient Indian epic Music S.Balisanyana
Leading poet - V.Polupariev Rama, the young ruler of Kosala - G.Pechnikov Lakshaman brother Rama - Yu.Luchenko Sita, wife of Rama - M.Kupriyanova Ravan, lord of Rakshasas (demons) - I.Voronov Dasaratha, the old ruler of Kosala, the father of Rama - B.Chukaev The wives of Dasaratha: Kausalya - G.Stepanova Sumitra - M.Lukashevich Kaikeyi - V.Menkovskaya The sons of Dasaratha, Rama's younger brothers: Bharata - N.Kashirin Satrughna - A.Bordukov Vasishta, Dasaratha Advisor - Yu.Karpov Manthara, Kaikeyi's maid - N.Ternovskaya Janaka, the ruler of Mithila - O.Mihaylov Young bride - A.Hotchenkov Strong groom - N.Vlasov High fiance - V.Kislenko Fat bride - A.Yupatov Herald - G.Molodtsov Kumbhakarna, Ravana's brother - V.Kalmykaov Surpanakha, sister of Ravana - N.Ternovskaya Jatayu, the king of hawks - V.Kislenko Sugriva king of monkeys - A.Schukin Hanuman, Sugriva Advisor - M.Andorsov The first monkey - A.Komissarov The second monkey - N.Kashirin The third monkey - M.Lukashevich Fourth Monkey - G.Molodtsov Rakshasa, monkey servant - the Central Children's Theater actors
Setting V.Kolesaeva. Directed G.Pechnikov. Bolshoi Theatre Orchestra. Conductor M.Ermler Sound M.Pahter. Editor M.Butyrskaya. Artist B.Belov
1982
* * *
In faraway India two, and perhaps three thousand years ago, it was composed a song about Rama, the hero, who was utterly devoted to his debt - debt to the native people, the country, in front of their friends and family, - debt to humanity. Fight for truth and justice, the fight against evil and violence, he devoted his life. There was no power in the world that could force him to abandon his cherished ideals, from their lofty goals. Rama firmly and consistently believed that good will triumph over evil, necessarily, that the truth will win a lie. This faith gave him the strength to endure and difficult tests ways, bestowed by fate, and in the hardest battles ... Author of the most ancient, the first song of Rama unknown to date. This song resigned people, expressing in it his dream of such an ideal, invincible, selfless hero. And, perhaps, it was at first a little, this song, and sang it wandering singers, storytellers, wandering through the country from city to city, from village to village. It is likely that Rama - hero is not fictional. Apparently, he lived in ancient India, the young prince, gained fame as a fearless warrior and a staunch fighter for honor and justice. The people have not forgotten him, and with every new century were added to the first song about it more and more tales, it reflects the best that generates popular imagination, still the most valuable thing than it can beautify the image of your favorite hero. And gradually it formed a great poem, which bears the name of "Ramayana". She entered the golden fund of world literature and is deservedly considered an outstanding monument of the ancient Indian epic. In India, many believe that it has created a single author - a poet named Valmiki, but it's hard to believe that this huge epic, containing 48 thousand lines of verse, was written by one person. In this poem the collective author, and his name - the people of India. This is confirmed by the fact that over time appear more and more new "Ramyany" generated in every corner of the country, which grow like magic unfading flowers on inexhaustibly fertile soil of the creative genius of the Indian people. In all languages of India have their own versions of this great poem, sometimes very close, and sometimes even a little like one another. But the love of the Indians in this epic unchangeable - almost every family of the first legend, the first stories that they hear the children, is the "Ramayana", almost every family someone is named after one of the characters of the poem, and across the country young generation brought up on example actions, behavior and way of thinking of these heroes. Folk art - it is a fantastic country, which knows no boundaries and horizons, it is the ocean that has no bottom. In a multinational, multibreeding Indian folk art is particularly rich and varied. And it is no such industry in which would not reflected "Ramayana". Sculptors, not left to posterity his name, century after century, decorated with plastic temples and expressive sculptures and reliefs, depicting the characters of the poem, and various episodes of her. Rural and urban master of artistic craftsmanship applied to the image heroes of the poem not only on pottery or metal objects, wood and ivory, but also on the fabric and woven products. However, the most profound and indelible mark left "Ramayana" in the national theater and dance. In this country there are many forms of folk theater: theater masks, shadow theater, puppet theater, theater singers and storytellers and theater dancers. Over the centuries, they evolved visual techniques, the ways in games that are not specific to each of these types of theater, but also for each group of actors living and acting in a particular area of India. Most often, these groups are small to | |