"Центром любого бала в 19веке была мазурка.Этот аристократический танец считался наиболее утончённым.В своих истоках она была,кто бы мог поверить и уразуметь,танцем кавалеристов польской провинции Мазурии.Лихие рубаки-мазуры внесли в него подскоки,припрыжки,во время которых неистово звенели шпоры и притопывания.Однако,как и полонез,в замках знати в бальных дворцовых залах мазурка тоже остепенилась,пригладилась,из неё убрали всё шумное и резкое.Помните,с какой элегантной иронией отметил и обрисовал это различие наш великий А.С.Пушкин в бессмертном«Евгении Онегине»? «Мазурка раздалась!Бывало,Когда гремел мазурки гром,В огромной зале всё дрожало,Паркет трещал под каблуком,Тряслися,дребезжали рамы;Теперь не то:и мы,как дамы,Скользим по лаковым доскам.Но в городах,по деревнямЕщё мазурка сохранилаПервоначальные красы:Припрыжки,каблуки,усыВсё те же:их не изменилаЛихая мода,наш тиран,Недуг новейших россиян». Причудлив путь танцев:трудной бывает подчас их судьба.То,что составляет красу и гордость танцевального искусства,при рождении порой подвергалось преследованию.Кто бы мог сейчас подумать,что столь любимый многими поколениями красавец-вальс когда-то считался танцем весьма непристойным и исполнение его запрещалось. Ещё более удивительна судьба танго. Около десятка стран претендуют на то, чтобы называться родиной танго: Бразилия,Мексика,Боливия,Парагвай,Куба,Испания– все считают танго своим национальным танцем. Большая советская энциклопедия определяет танго как старинный испанский танец;британская энциклопедия считает,что танго обязан своим происхождением африканским неграм;испанская энциклопедия утверждает,что слово«танго»имеет два значения(1-праздник негров в Африке и 2- аргентинский танец,происхождение которого неясно, но который весьма похож на андалузские танцы).Так же,как поначалу вальс,танго своим появлением крайне шокировало респектабельную публику. «Русская музыкальная газета»писала в 1914году (время, когда танго появилось в России): "Высшее духовенство многих стран обратилось к своей пастве с воззванием,предостерегающим верующих против танго и других новейших танцев".Министр народного просвещения России разослал тогда же циркуляр по всем учебным округам,в котором учащимся строжайшим образом запрещалось изучать танец танго,посещать те танцзалы,где он преподаётся ввиду явно непристойного характера этого танца.Если у вальса было много предков,то у танго только оно само,но с какой родословной!Французы утверждали, что в 15 веке у испанских мавров появился парный танец,ритм и характер которого весьма контрастировали с привычными народными плясками. Когда в 15веке мавры были окончательно вытеснены из Испании,этот танец стал своего рода танцем прощания с Родиной. В 16веке испанцы открыли южно-американский континент.На просторах Нового Света смешались воедино языки,обычаи,обряды,песни и танцы, множество народов,и на земле Аргентины(да, поначалу именно здесь)расцвёл танец испанских мавров.Он стал любимым танцем,никогда не расстающихся с гитарой обитателей Ла-Платы –рыбаков,ковбоев,пастухов-гаучо.В нём слились воедино мелодичная песня,темпераментное движение, ритмичный цокот лошадиных копыт,призыв бандол, сам воздух и ветер бескрайних пампасов.На Кубе этот танец породнился с хабанерой,после чего покорил всю Южную Америку.Долгое время танго оставалось танцем моряков,рыбаков,но главным образом и прежде всего это был танец аргентинских пастухов-гаучо.Во многом из-за этого танго стали называть танцем с остановкой.Помните специфические, свойственные только ему внезапные,мгновенные остановки с резким поворотом головы,предающие танцу совершенно неповторимый колорит.Пышные, тяжёлые юбки женщин,длинные плащи и внушительные шпоры на высоких сапогах мужчин были мало удобной одеждой для танцев.Это и послужило причиной появления ряда своеобразных движений,ставших в дальнейшем весьма характерными для танго"...
Музыковед Анна Петрова. "The center of any ball in the 19th century was the mazurka. This aristocratic dance was considered the most sophisticated. In its origins, it was, who could believe and comprehend, the dance of the cavalrymen of the Polish province of Mazuria. The dashing masurists brought into it jumps, jumping spurs and stamping rang. However, like the polonaise, in the castles of the nobility in the ballrooms of the palace halls the mazurka also settled down, became inviting, everything noisy and harsh was removed from it. Remember with what elegant irony our great A.S. Pushkin noted and outlined this difference in the immortal “Eugene Onegin”? "The mazurka rang out! It used to be, When the thunder of the mazurkas thundered, Everything trembled in the huge hall, The parquet cracked under the heel, The frames shook, rattled; Now it’s not that: we, like ladies, Glide on lacquer boards. But in the cities, through the villages. beauty: Jumping, heels, mustache All the same: they have not changed Dashing fashion, our tyrant, The disease of the newest Russians. The way of dancing is bizarre: sometimes their fate is difficult. What constitutes the beauty and pride of the art of dancing was sometimes persecuted at birth. Who would have thought now that the handsome waltz, so beloved by many generations, was once considered a very obscene dance and its performance was prohibited. The fate of tango is even more surprising. About a dozen countries claim to be called the homeland of tango: Brazil, Mexico, Bolivia, Paraguay, Cuba, Spain - all consider tango to be their national dance. The Great Soviet Encyclopedia defines tango as an old Spanish dance; the British Encyclopedia believes that tango owes its origin to African blacks; the Spanish encyclopedia claims that the word "tango" has two meanings (1-holiday of blacks in Africa and 2- Argentine dance, the origin of which is unclear , but which is very similar to Andalusian dances). Just like the waltz at first, tango with its appearance shocked the respectable audience. “Russian Musical Gazette” wrote in 1914 (the time when tango appeared in Russia): “The highest clergy of many countries addressed their flock with an appeal warning believers against tango and other newest dances.” The Minister of Public Education of Russia sent out a circular to all educational districts in which students were strictly forbidden to study tango dance, to visit those dance halls where it is taught due to the obviously obscene nature of this dance. If the waltz had many ancestors, then tango only has it, but with what pedigree! The French argued that in the 15th century, the Spanish Moors developed a pair dance, the rhythm and character of which was in great contrast to the usual folk dances. When the Moors were finally ousted from Spain in the 15th century, this dance became a kind of dance of farewell to the Motherland. In the 16th century, the Spaniards discovered the South American continent. In the vastness of the New World languages, customs, rituals, songs and dances, many peoples mixed together, and on the land of Argentina (yes, at first it was here) the dance of the Spanish Moors flourished. It became a favorite dance, never The inhabitants of La Plata, who do not part with the guitar, are fishermen, cowboys, shepherds-gaucho. In it a melodic song, temperamental movement, rhythmic clatter of horse hooves, the call of bandolas, the air itself and the wind of the endless pampas merged together. In Cuba, this dance became related to the habaner, after which he conquered all of South America. For a long time tango remained a dance of sailors, fishermen, but mainly and above all it was a dance of Argentinean gaucho shepherds. Largely because of this tango began to be called a dance with a stop. Remember the specific, characteristic only sudden , instant stops with a sharp turn of the head, betraying the dance a completely unique flavor. Lush, heavy skirts of women, long raincoats and impressive spurs on high boots of men b They were not very comfortable clothes for dancing. This was the reason for the appearance of a number of peculiar movements, which later became very characteristic of tango "...
Musicologist Anna Petrova. Смотрите также: | |