Евангелие от Матфея, Глава 9, стихи 14-17.
14 Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? 15 И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. 16 И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. 17 Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
Комментирует протоиерей Андрей Андронов
Пост занимал в религиозной жизни иудеев очень важное место. Его накладывали на себя во время опасности, общественных и личных бедствий, в воспоминание о трагических событиях истории еврейского народа. Так, например, правоверные иудеи постились в день памяти разрушения Иерусалимского Храма. Пост был внешним проявлением глубокой покаянной молитвы, а потому он имел особые атрибуты: постящийся посыпал голову пеплом, одевался в худую одежду, снимал сандалии, отказывался от вкушения всякой пищи. Все это было символом сугубого предстояния перед Богом в сокрушении сердца. Пост был временем скорби.
Видимо в то время, когда происходят описываемые события, в Иудее был объявлен один из подобных всенародных постов. Некоторые толкователи предполагают, что была засуха, и евреи усердным говением и молитвой старались привлечь к себе милость Божию. В глазах народа это дело было таким важным, что даже последователи Иоанна Крестителя, которые не были противниками Христа, упрекают Его в том, что Он распустил Своих учеников, и они не принимают участие во всенародной скорби. То есть ведут себя, словно безбожники.
Ответ Христа знаменателен. Он называет Себя женихом. На Востоке свадебные торжества продолжалась целую неделю. Гости воздавали жениху и невесте почести, словно царю и царице. Это торжество и радость с ними разделяли самые близкие друзья, которых и называли «сынами брачного чертога» или, по-нашему, друзьями жениха, свидетелями. Сравнивая Себя с женихом, Господь говорит, что время скорби для евреев закончилось. Ведь Тот, Кого они ждали так долго, Мессия, пришел к ним. Настало время радости. Ведь никто не будет скорбеть и накладывать на себя пост во время брака. Время поститься настанет позже, когда Жених покинет Свой народ, то есть взойдет на крест.
Ответ Спасителя непонятен слушателям. О какой еще радости говорит этот Человек? Откуда ей взяться? Именно на это молчаливое недоумение Господь и отвечает притчей о старых одеждах и емкостях для вина. И ткань платья, и кожа бурдюка для того, чтобы их использовать, должны быть эластичны, мягки, податливы. А это возможно лишь в том случае, когда они, после долгой обработки, только недавно вышли из рук мастера. В противном случае, если одежда и емкость ветхие, дебелые, грубые, ссохшиеся они просто не выдержат нагрузки, треснут, рассыпятся в прах. Именно по этой причине и слушатели Христа не могут понять смысл Его слов. Ведь их души, сердца и умы еще дряхлые, они еще не обновлены дыханием Божественной благодати, а потому то, о чем говорит Спаситель и остается для них загадкой.
Слова Спасителя обращены отнюдь не только к ученикам Иоанна. В той же ситуации находится каждый, кто старается следовать за Христом. Точно так, как ученики Иоанна и другие евреи, мы пытаемся призвать Бога в свою жизнь. Точно так, как они, мы, следуя уставу Церкви, накладываем на себя ограничения в виде поста, усердной молитвы, понуждаем себя к покаянию, стараемся со смирением переносить те удары, которые посылает нам жизнь. А той брачной радости, которая рождается от присутствия в нашей жизни жениха-Христа, все нет и нет. Почему так? Не по той ли это причине, что мехи еще не готовы? Что кожа ветхая? Не по той ли причине, что всеми этими скорбями, непредвиденными и добровольными, Господь, как искусный Мастер, выделывает кожу нашей души. От нас требуется немного: набраться терпением и с доверием к Нему продолжать делать свое дело. Господь знает сроки. Душа должна стать мягкой, эластичной, податливой, готовой принять в себя то драгоценное содержание, которым Он желает нас наполнить. Именно тогда Господь придет к нам, придет как жених, готовый насытить наше сердце новым вином, вином радости и веселья брачного торжества. The words of the Savior are taught not only to the disciples of John. In the same situation there is anyone who tries to follow Christ. Exactly as John's disciples and other Jews, we try to call God into our lives. In fact, as they, we, following the charter of the Church, impose restrictions on the form of a post, a zealous prayer, we see themselves for repentance, we try to carry those blows with humility that the life sends us. And that marriage joy that is born from the presence of the bridegroom-Christ in our lives, there is no and no. Why is that? Is it not the reason that the bellows are not yet ready? What is the skin of the Old? It is not the reason that all these mourn, unforeseen and voluntary, the Lord, as a skillful master, makes the skin of our soul. We need a little: to gain patience and with confidence in it to continue to do your job. The Lord knows deadlines. The soul should become a soft, elastic, militant, ready to take into yourself the precious content that he wishes us to fill. It was then that the Lord comes to us, will come as a groom, ready to satisfy our heart with new wine, wine joy and fun marriage celebration. Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |