Евангелие от Матфея, Глава 23, стихи 23-28.
23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.
24 Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
Комментирует священник Стефан Домусчи
Перед нами продолжение речи Христовой, в которой Он обличает книжников и фарисеев. Хотя слова Его кажутся строгими, важно понять, что здесь не только строгость, но и горечь об обличаемых, об ожесточении их сердец.
Читая обличения книжников и фарисеев проще всего с ними согласиться, подумав, что обличают каких-то далеких людей, духовные проблемы которых не относятся к тебе лично. Но если мы посмотрим на них и на себя внимательнее, мы поймем, что грехи книжников и фарисеев не были какими-то специфическими, они встречаются и сегодня. Суть их в неверном отношении к религиозному закону.
Известно, что внешне книжники и фарисеи были более чем благочестивы, учили законам и обычаям, строго блюли их исполнение. Их мотивация казалась им безупречной, ведь они были хранителями закона Божьего, соблюдение которого, с точки зрения ветхозаветной, было основой спасения. И все же, несмотря на это, простые люди недолюбливали их за то, что вся их скрупулезность в отношении к внешнему закону не приносила должных плодов. Христос совершенно не случайно обличает их лицемерие, из которого происходят остальные проблемы.
Например, Христос напоминает им о том насколько они мелочны в соблюдении закона о десятине. Пряных трав (мяту, анис и тмин) сажали немного и десятина от них была очень мала. Беспокоясь о подобных вещах, они забывали вещи гораздо более важные: суд, милость и веру. Забывали, кстати, по очень простой причине: такие вещи как милость и вера не поддаются счету, проявляя их, человек должен духовно трудится, а отдать десятину можно вполне формально. Те, кто сегодня, сводят свою религиозную жизнь к тому, чтобы иногда приходить в храм и ставить свечи, поступают точно так же, ведь это гораздо проще, чем вовремя попросить прощения или простить обидчика.
Интересно, что обличая их в неверных приоритетах Христос не призывает их совершенно пренебречь законом. Он говорит: «И это надо делать и того не оставлять». И эти слова говорятся не только фарисеям, но и некоторым современны христианам, которые считаясь людьми высокодуховными, пренебрегают церковными правилами, полагая, что эти формальности не для них. Несомненно, не все, что люди считают церковными правилами, является таковыми, но есть вещи, которые только внешне кажутся формальными, хотя они действительно очень важны. Смысл обличения книжников и фарисеев не в том, чтобы отговорить людей соблюдать закон Моисеев. Закон был необходим ветхозаветному человеку, но исполняться он должен был нелицемерно.
Обличая книжников и фарисеев, Христос называет их «вождями слепыми». Это не случайно, ведь они претендовали на то, чтобы быть духовными учителями народа. Чему же могут научить те, кто сами не отличают главного от второстепенного, кто идет по пути наименьшего духовного напряжения?
Почему же фарисейское исполнение закона не приносило должных плодов?
На самом деле все очевидно, и Спаситель говорит об этом прямо. Они исполняли закон лишь внешне, лицемерно. Они лишь казались праведными. Исполнение правила на виду, а духовное состояние сокровенно. Пример с чашей очень показателен, ведь она также может быть чиста лишь с наружи, в то время как внутренность ее может быть полна нечистоты. Говоря об этом, Христос указывает на фундаментальную истину религиозной жизни: настоящая праведность исходит из глубины сердца, внешние поступки важны, но они только проявление того, что внутри.
На самом деле, искренность и правдивость с перед самим собой и другими – это основа духовной жизни.
In fact, everything is obvious, and the Savior says it directly. They obeyed the law only outwardly, hypocritically. They only seemed righteous. The execution of the rule is visible, and the spiritual state is intimate. The example with the cup is very indicative, because it can also be pure only from the outside, while its inside can be full of impurity. In speaking of this, Christ points to the fundamental truth of religious life: real righteousness comes from the depths of the heart, external actions are important, but they are only a manifestation of what is inside.
In fact, sincerity and truthfulness with oneself and others is the foundation of spiritual life.