Евангелие от Матфея. Глава 21, стихи 28-32.
28 А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. 29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. 30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. 31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Образ виноградника – одно из самых любимых иудеями сравнение. Ещё с пророческих времён так именовал себя еврейский народ: мы – виноградник Божий! Поэтому для слушавших Иисуса это сравнение было достаточно глубоким и не исчерпывалось только примером из жизни любого хозяйства. Этой притчей Спаситель обличает самоуверенность иудеев: они думали, что раз Бог заключил с ними завет – значит, Ему уже никуда от них не деться: Он – их заложник! Но пребывая в таком обманчивом состоянии, они перестали выполнять то, ради чего и были избраны: подготавливать человечество к пришествию Мессии, Искупителя.
С другой стороны, оказалось, что люди, с точки зрения иудейского закона, грешные, нечестивые, презираемые – мытари, блудницы и подобные им – оказались куда более чуткими и честными, нежели чем самодостаточные праведники! Этим грешникам Спаситель оказался понятнее и ближе: их нужда в Живом Боге, Который и может избавить от греха, очистить душу, обновить всю жизнь – стала сильнее, нежели чем страх выпасть из жёстко регламентированной системы предписаний системы иудаизма. Поэтому они с радостью приняли проповедь Иоанна Крестителя, очистились в крещении покаяния – и для них слова Христа о Царстве Божием уже не были чем-то странным и чуждым – как они воспринимались первосвященниками и фарисеями, этой духовной элитой еврейского народа.
Возникает вопрос: но почему же в итоге, с точки зрения Бога, откровенно нарушавшие Божественные заповеди оказались лучше, нежели те, кто формально всегда всё соблюдал? Не открою никакого секрета, если скажу, что каждый из нас с радостью и горячностью выполняет любое дело, когда на самом деле хочет. Но когда мы вынуждены что-то делать, это происходит совершенно иначе. В Евангелии мы нигде не встретим слов Спасителя, что «надо» поститься, «надо» любить Бога, «надо» любить врагов, а не только ближних. Все слова Христа – это слова призыва и вдохновения, но не вынуждения и давления. Иисус Христос старается увлечь, собственным примером показать, что такое – быть исполненным жертвенной любовью. Именно поэтому новозаветные заповеди блаженства столь отличаются от ветхозаветного декалога, где чётко прописаны пределы – за которыми человека ожидает не только духовная, но и физическая смерть со стороны народа и его духовных вождей. Слова Христа – слова о другом, о той бесконечной перспективе приближения к Богу, уподобления Ему в кротости, смирении, немстительности, верности правде, чистоте и святости. Для того, кто хотя бы раз в жизни ощутил прикосновение к душе этой Божественной святыни – не нужно никакого «нравственного диктата» предписаний – он и так их не будет нарушать, потому что не хочет лишить себя самого этой близости к Богу, которую познал на собственном опыте.
Мытари и блудницы были искренни в своих желаниях: одни – в любви к деньгам, другие – в любви к телесным удовольствиям. И эта внутренняя нелживость, ненаигранность, оказалась сильнее, нежели чем тяжесть преступления ими заповедей. От совершённых грехов они избавились в водах покаяния – приняв крещение от Иоанна – и увидев Христа, смогли Его возлюбить ещё сильнее, нежели чем ранее они любили грех. С фарисеями и книжниками – ситуация прямо противоположная. Бросив всю жизнь в жертву соблюдения внешних предписаний, будучи по форме праведниками, их души так и не раскрылись для любви и откровенности, они делали всё, не потому, что на самом деле это любили, а только потому, что так было надо, так было правильно с точки зрения закона – так гарантированно можно было оказаться в числе праведников – с человеческой точки зрения.
Перед каждым из нас нередко возникает вопрос: зачем выполнять то или иное предписание Церкви? И здесь есть несколько подходов. Первый – потому что «так надо», я не умнее других, надо оказать послушание духовенству и людям, более духовно опытным. Такой подход в целом неплох – но только в самом начале пути, когда христианская жизнь как таковая – земля полностью неизведанная. Но есть и другой подход: прежде чем что-то делать, постараться честно ответить самим себе на вопрос: а зачем мне это надо? что конкретно я ищу? что именно я надеюсь получить, выполнив это предписание? что я сам хочу? Если бы мы чаще задавали себе эти вопросы, тогда пост не превращался бы в лицемерную религиозную диету, а стал бы вожделенны The publicans and harlots were sincere in their desires: some in the love of money, others in the love of bodily pleasures. And this inner falsehood, non-playfulness, turned out to be stronger than the gravity of their transgression of the commandments. They were delivered from their sins in the waters of repentance - by being baptized by John - and having seen Christ, they were able to love Him even more than they had ever loved sin before. With the Pharisees and scribes, the situation is exactly the opposite. Having thrown their whole life into the sacrifice of observing external prescriptions, being righteous in form, their souls never opened up for love and frankness, they did everything, not because they actually loved it, but only because it was necessary, it was so right from the point of view of the law - so it was guaranteed to be among the righteous - from a human point of view.
Before each of us the question often arises: why fulfill this or that prescription of the Church? And there are several approaches here. The first one is because “it is necessary”, I am not smarter than others, it is necessary to obey the clergy and people who are more spiritually experienced. This approach is generally not bad - but only at the very beginning of the path, when the Christian life as such is a completely unknown land. But there is another approach: before you do something, try to honestly answer to yourself the question: why do I need this? what exactly am i looking for? what exactly do I hope to get by following this prescription? what do I want myself? If we asked ourselves these questions more often, then fasting would not turn into a hypocritical religious diet, but would become coveted Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |