Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 30-37.
30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; 32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. 33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. 34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. 35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. 36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Сегодняшний евангельский отрывок очень непрост для толкования. Ещё бы: больно слышать из уст Самой Воплощённой Любви, Самого Безграничного Милосердия слова о том, что есть вещи, которые даже Сам Бог не может простить человеку!
Но если внимательно вчитаться в текст, это недоумение исчезает. Бог не может навязать Своё прощение человеку, который этого прощения не хочет и не ищет. Хула на Духа Святого, о которой говорится в Евангелии, это прежде всего категорический, агрессивный отказ принять очевидное добро. Сквозь любое настоящее благо просвечивает Сам Господь Бог: и тот, кто называет это действием бесовским, тем самым отказывает Богу в Его Святости. Как это происходило на практике, хорошо видно в Евангелиях. Исцеляет Христос слепых – у фарисеев раздражение. Воскрешает Лазаря – уже готовы Его убить. Даёт новую жизнь прокажённым – и это не нравится. Говоря о добром дереве и добрых плодах, Иисус определённо утверждает: либо признайте, что всё, что Я делаю – исцеляю, избавляю от демонов, воскрешаю мертвых, утешаю страждущих – само по себе зло – и только тогда вы имеете право Меня осудить. Либо если всё это – само по себе хорошо – почему вы тогда Меня так ненавидите? Вы настолько нечестны по отношению к самим себе, что вам уже не хватает никакой хитрости связывать несвязуемое – вот почему вам проще Меня убить, убрать с дороги!
И завершается чтение словами о добром сокровище, которое если у человека есть в душе, то и на поверхности, в его словах и делах, оно также будет заметным – точно также и наоборот: злое содержание души при всём желании скрыть невозможно.
Главная проблема, с которой столкнулся Иисус в лице духовных лидеров еврейского народа – это лицемерие и бесконечное доверие самим себе. Богу стало очень душно в этой наполненной хламом религиозных предписаний затхлой комнате фарисейского благочестия – открылось окно, влетел свежий воздух и солнечный луч – Христос – и обнажил всю нежизненность внешне устойчивой религиозной системы иудаизма. Но когда в комнату, заваленную полусгнившими предметами, заходят и говорят, что это – хлам, а не музей – едва ли хозяевам такой посетитель понравится!
Вывод, который Евангелие призывает сделать каждого из нас, очень ответственный. Надо внимательно следить за тем, что мы делаем на самом деле, каковы реальные плоды нашей жизни – и житейские, и духовные. Только плоды – настоящий, неложный показатель состояния нашей души. И если внешне мы всё делаем вроде бы как правильно – а в результате становимся только эгоистичнее, злобнее, раздражительнее, нетерпеливее – надо срочно остановиться и понять, почему наш богатый духовный инструментарий вдруг стал работать не на нашу пользу, а против нас! Gospel of Matthew, Chapter 12, verses 30-37.
30 He who is not with me is against me; and he who does not gather with me scatters. 31 Therefore I say to you, every sin and blasphemy will be forgiven men, but blasphemy against the Spirit will not be forgiven men; 32 if anyone speaks a word against the Son of Man, he will be forgiven; if anyone speaks to the Holy Spirit, he will not be forgiven either in this century or in the future. 33 Or acknowledge the tree as good and its fruit as good; or recognize a tree as bad and its fruit as bad, for a tree is known by its fruit. 34 Brood of vipers! how can you speak good when you are evil? For out of the abundance of the heart the mouth speaks. 35 A good man brings out good from a good treasure, but an evil man brings out evil from an evil treasure. 36 But I tell you that for every idle word that people say, they will give an answer on the day of judgment: 37 For by your words you will be justified, and by your words you will be condemned.
Archpriest Pavel Velikanov comments.
Today's gospel passage is very difficult to interpret. Still: it hurts to hear from the lips of the Most Incarnate Love, of the Most Infinite Mercy, the words that there are things that even God Himself cannot forgive a person!
But if you carefully read the text, this bewilderment disappears. God cannot impose His forgiveness on a person who does not want and does not seek this forgiveness. The blasphemy against the Holy Spirit, which is spoken of in the Gospel, is, first of all, a categorical, aggressive refusal to accept the obvious good. The Lord God Himself shines through any real good: and the one who calls this an act of demonic, thereby denies God in His Holiness. How this happened in practice is clearly seen in the Gospels. Christ heals the blind - the Pharisees have irritation. Raises Lazarus - they are already ready to kill Him. Gives new life to lepers - and it doesn't like it. Speaking about the good tree and good fruits, Jesus definitely states: either admit that everything I do - I heal, deliver from demons, raise the dead, comfort the suffering - is evil in itself - and only then you have the right to condemn Me. Or if all this is good in itself - why do you hate Me so much? You are so dishonest towards yourself that you no longer have enough cunning to bind the unconnected - that is why it is easier for you to kill Me, get me out of the way!
And the reading ends with words about a good treasure, which if a person has in his soul, then on the surface, in his words and deeds, it will also be noticeable - just the same and vice versa: the evil content of the soul cannot be hidden with all the desire.
The main problem that Jesus faced in the person of the spiritual leaders of the Jewish people is hypocrisy and endless self-confidence. God felt very stifling in this musty room of Pharisaic piety filled with the rubbish of religious precepts - a window opened, fresh air and a sunbeam - Christ - flew in, and revealed all the lifelessness of the outwardly stable religious system of Judaism. But when they enter a room littered with half-rotten objects and say that this is rubbish, and not a museum, the owners will hardly like such a visitor!
The conclusion that the Gospel encourages each of us to make is very responsible. We must carefully monitor what we are actually doing, what are the real fruits of our life - both everyday and spiritual. Only fruits are a real, false indicator of the state of our soul. And if outwardly we are doing everything seemingly as right - and as a result we only become more selfish, vicious, irritable, impatient - we urgently need to stop and understand why our rich spiritual tools suddenly began to work not for our benefit, but against us! Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |