Евангелие от Марка, Глава 14, стихи с 3-9.
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал,- пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. 4 же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? 5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. 6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что’ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. 7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. 8 Она сделала, что’ могла: предварила помазать тело Мое к погребению. 9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что’ она сделала.
Комментирует священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтении мы видим Христа в гостях у Симона, которого евангелист Марк называет прокаженным. И вот в его дом входит женщина, о которой известно, что она была грешница. Из других мест Писания мы знаем, как грешники, получая прощение и исцеление были благодарны… И вот она принесла с собой нечто очень дорогое, может быть самое дорогое, что у нее было – сосуд с миром, сделанным из чистого нарда. Нард – это очень дорогое благовонное дерево из Индии. Причем интересно заметить, что евангелист подчеркивает чистоту этого нарда, который обычно разбавляли. Вероятно, он делает это, чтобы показать чистоту ее мыслей и щедрость и ее сердца. Что же она делает? Она разбивает сосуд и помазывает драгоценным миром голову Христа и Его ноги. Этот поступок может показаться странным? Почему его надо было именно разбить? Вероятнее всего, в этом проявляется максимализм ее намерений… Разбивая его она будто бы показывает, что готова потратить все миро, без остатка.
Этот решительный, искренний, благодарный поступок, который она совершила не обращая ни на кого внимания, вызвал негодование. Это выглядит странным, ведь учитель не негодует и не возмущается ее поведением. Почему же возмущаются они?
Хотя евангелист Марк и пишет о возмущении учеников вообще, из параллельных текстов мы знаем, что выразителем их общего негодования был Иуда. Миро действительно было очень дорогим, цена указанная в Евангелии сопоставима с годовой платой поденщика. Действительно, можно было бы продать это миро и раздать деньги нищим. Негодование учеников выглядело бы вполне законным, если бы оно, во первых, было искренним, и, во вторых, по-настоящему решило бы проблему нищих. Однако, оно не соответствовало ни одному из этих условий. Так, известно, что Иуда возмущался не потому, что любил нищих, а потому что был жадным. И эти деньги не изменили бы принципиально судьбу нищих, потому что в мире искаженном грехом невозможно победить болезни и нищету. Это довольно тонкий момент и его важно правильно понять. Христос не выступает против помощи нищим и в Нагорной проповеди прямо говорит «просящему у тебя дай…». Однако Он показывает, что ни помощь нищим, ни лечение болезней, не изменит мира принципиально, потому что он во зле лежит. Помощь нищим несомненно нужна, но не абсолютна…
Итак, ученики не видят ничего хорошего в поступке этой женщины, они думают только о деньгах. И все же, в нем есть смысл.
Конечно, Творец неба и земли не нуждался ни в каком мире, как не нуждается Он ни в чем вообще… И все же, Он ждет от нас чего-то важного! Чего же? Нашего сердца, нашего согласия быть с ним, нашего движения к нему. Женщина помазавшая его голову и ноги миром сделала лучшее, на что была способна, это было искреннее движение ее сердца, и оно было принято Христом. Ее поведение можно сравнить с тем, как в наших храмах зажигают свечи. Церковь уже 18 столетий не живет в катакомбах и многие службы проходят при дневном свете, но мы все равно зажигаем свечи… И в данном случае свеча горит не потому что нам не хватает света, а как проявление радости и горения нашего сердца. The Gospel of Mark, Chapter 14, verses 3-9.
3 And when He was in Bethany, in the house of Simon the leper, and reclined, a woman came with an alabaster vessel of ointment made of pure and precious nard, and breaking the vessel, she poured it on His head. 4 But they were indignant, and said among themselves, Why is this waste of peace? 5 For it could have been sold for more than three hundred denarii and given to the poor. And they murmured at her. 6 But Jesus said: Leave her; what are you embarrassing? She did a good deed for Me. 7 For the poor you always have with you, and when you want you can do them good; but you don't always have Me. 8 She did what she could: she came beforehand to anoint my body for burial. 9 Truly I say to you, wherever this gospel is preached in the whole world, it will be said, in her memory, and of what she did.
Priest Stefan Domusci comments
In today's reading, we see Christ visiting Simon, whom Mark the Evangelist calls a leper. And now a woman enters his house, about whom it is known that she was a sinner. We know from other Scriptures how sinners, receiving forgiveness and healing, were grateful ... And so she brought with her something very precious, perhaps the most precious thing she had - a vessel with peace made of pure nard. Nard is a very expensive fragrant tree from India. Moreover, it is interesting to note that the evangelist emphasizes the purity of this backgammon, which was usually diluted. He probably does this to show the purity of her thoughts and the generosity of her heart. What does she do? She breaks the vessel and anoints the head of Christ and His feet with precious ointment. This act may seem strange? Why was it necessary to break it? Most likely, this is the manifestation of the maximalism of her intentions ... By breaking it, she seems to show that she is ready to spend all the world, without a trace.
This decisive, sincere, grateful act, which she did without paying attention to anyone, caused indignation. This looks strange, because the teacher is not indignant or outraged by her behavior. Why are they indignant?
Although the Evangelist Mark writes about the disciples' indignation in general, we know from parallel texts that Judas was the spokesman for their general indignation. Miro was really very expensive, the price indicated in the Gospel is comparable to the annual wages of a day laborer. Indeed, one could sell this myrrh and distribute money to the poor. The disciples' indignation would seem completely legitimate if, firstly, it were sincere, and, secondly, it would really solve the problem of the poor. However, it did not meet any of these conditions. So, it is known that Judas was indignant not because he loved the poor, but because he was greedy. And this money would not fundamentally change the fate of the poor, because in a world distorted by sin, it is impossible to overcome disease and poverty. This is a rather subtle point and it is important to understand it correctly. Christ does not oppose helping the poor and in the Sermon on the Mount directly says, "Give to him who asks you ...". However, He shows that neither helping the poor, nor curing diseases will fundamentally change the world, because it lies in evil. Help for the poor is undoubtedly needed, but not absolute ...
So the disciples don't see anything good in this woman's deed, they only think about money. And yet, it makes sense.
Of course, the Creator of heaven and earth did not need any world, just as He does not need anything at all ... And yet, He expects something important from us! What? Our heart, our consent to be with him, our movement towards him. The woman who anointed his head and legs with peace did the best she could, it was a sincere movement of her heart, and it was accepted by Christ. Her behavior can be compared to how candles are lit in our temples. The church has not lived in catacombs for 18 centuries and many services are held in daylight, but we still light candles ... And in this case, the candle burns not because we lack light, but as a manifestation of joy and burning of our heart. Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |