Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 9-15.
9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.
13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.
14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о начале общественной деятельности Христа. Первое, событие, о котором говорит евангелист – крещение в Иордане.
Что же такое крещение? Для кого-то оно – таинство, соединяющее со Христом, вводящее человека в реальность богочеловеческих отношений. Для кого-то – малопонятный старинный ритуал… Для иудеев того времени, крещение было покаянным действием, в котором через омовение они выражали сожаление о своих грехах и символически смывали их с себя. Но если это так, то для чего крещение Христу, ведь Он не нуждался в нем как акте покаяния или примирения с Богом.
Бог, ставший человеком, естественно безгрешен. Омываясь в водах Иордана Он как бы берет на себя весь человеческий грех. Погружаясь в эти воды, которые для иудеев были полны греха, Он, сам оставаясь чистым, показывает, что готов взять на себя наши тяготы и болезни, понести всю скорбь падшего мира. Неслучайно у пророка Исаии есть слова: Он взял на себя наши немощи … наказание мира нашего было на Нем, и язвами Его мы исцелились.
Когда же Христос выходил из воды, произошло удивительное событие. Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа в виде голубя, сходящего на Него. Вместе с этим он слышит голос Отца, говорящего: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». В богословской традиции это событие описывается как явление всех лиц Пресвятой Троицы. Однако важно понять, для чего оно произошло.
Христос приходит в мир для нашего спасения. Этот подвижнический путь, как мы уже сказали полон тягот и скорбей. И вот в момент, когда Христос начинает Свое служение Он как бы получает поддержку остальных Лиц. Заметим, что небеса по евангелисту Марку не просто открываются, но буквально прорываются силой Духа Божьего, сходящего на Сына и укрепляющего Его на этом страшном пути. О том, что это явление связано именно с поддержкой и укреплением говорит так же и то, что слова Отца обращены к Самому Христу, а не к Иоанну. Сын берет на себя грех и немощь всего мира, Он желает исцелить его разлад и неустроенность, и в этом деле с ним сопребывают Отец и Дух, то есть Дело спасения мира – это дело всей Пресвятой Троицы.
И вот после этого укрепления Дух ведет Его в пустыню. В данном случае пустыня, хотя и означает место строгое и уединенное, в гораздо большем смысле понятие аскетическое – место подвига и сосредоточенной подготовки. Действительно, перед проповедью, перед будущей ежедневной кропотливой работой с людьми, Христос в течение сорока дней проходит искушения, которые еще больше укрепляют Его на этом пути.
Выходя на проповедь Он говорит людям, что время пришло и Царство Божие близко. Но, чтобы достичь его, как тогда, так и сейчас людям приходится пройти долгий и трудный путь. Для тех, кто окружал Христа и ждал мессию как политического лидера, этот путь был связан с отказом от ложных представлений о Царстве, в том, чтобы предпочесть внутренние духовные победы внешним и политическим. Истинный ученик должен «покаяться и веровать в Евангелие».
Это все верно и для нас, тех кто сегодня желает быть Его учениками. Как иудеи во времена Христа, мы имеем свое представление о счастье, о правде, о том, кто мы и чего заслуживаем. Вместо этого, стоит прислушаться к Богу и услышав его призыв покаяться. А покаявшись, поверить, что Бог действительно не оставил мир в его беде, но пришел, чтобы спасти его.
This is all true for us, those who today want to be His disciples. As Jews in the time of Christ, we have our own idea of happiness, of truth, of who we are and what we deserve. Instead, you should listen to God and hear his call to repent. And after repenting, to believe that God really did not leave the world in its trouble, but came to save it.